Роман в романсах

На модерации Отложенный

                                                 ТЕАТР ЗАКРЫЛСЯ

                                (Роман в романсах или грустный водевиль)

                                                              ©

Бездействующие лица: Безработный артист Яков, Судьба, Маргарита и Элея.

ПРОЛОГ.

Богами круг очерчен и каждому свое

Путь от рожденья к смерти – земное бытие,

Но в чем предназначенье, в чем замысел богов

Как ни в пересеченьи означенных кругов.

О таком пересечении кругов – человеческих судеб спектакль.

Голос судьбы: Это ошибка, господа, театр закрылся, кто повесил объявление о спектакле? Театр закрылся, театр закрылся! ВСЕМ РАЗОЙТИСЬ! Господа, театр закрылся!

Свет гаснет

Яков: Театр закрылся, а я спохватился

Неужто и вправду театр закрылся,

А как же спектакль мой, не состоится?!

Бессонные ночи до дня до немочи

Совсем уж, совсем уж спектакль окончен!

Окончен спектакль - закрылся театр

В последний раз занавес ниц опустился,

Спектакль всей жизни мой – не состоится.

 

Что ж, у тебя было достаточно времени, значит были спектакли поинтересней, вини себя.

Я*: Я вроде бы неплохо пел, да никто слушать не хотел

А почему, ну почему, того вовек я не пойму.

А тут и там петух орал,

Пернатых сонм ему внимал

Вполне заворожено

Но почему, ну почему, спросил я возмущенно.

С*:А дело попросту вот в чем,

Ты не родился петухом.

                   *

Песенка пророка

Пророка нет в его стране, все это знают,

Пророки в дальнем далеке лишь обитают,

Ну как же быть, ну как же быть нам без пророка,

Нам без него, нам без него так одиноко

Ай-яяй, ой-еей….

Так жить невмочь, слепит нас ночь,

Пророк приди, пророк пророчь

Ай-яяяй,

Пророка нет в его стране все это знают,

И потому никто, никто мне не внимает

Ну как же быть, ну как же быть

Я вам пытаюсь говорить, я вам пытаюсь объяснить

Я все пытаюсь…. Ай- яяяй…

 

Чтобы пророку силу дать пророка надо опознать,

Но нам узреть его невмочь, слепит нас ночь, слепит нас ночь!

Ну как же быть, ну как же быть, нам без пророка не прожить

Мы в глухоте, мы в немоте блукаем, изнемогаем

Ай-яяяй…

                                  *

С*: Ты считаешь себя пророком? Ладно,

театр, правда, закрылся, но есть еще несколько минут, открой пророчество свое, расскажи просто так, что хотел ты поведать миру?

Я*: Слишком многое хотелось сказать, ибо неизреченное канет, а слово остается, потому изречение - спасение.

С*: Но у тебя нет времени, выбирай одно откровение и быстро, часы бьют! Твоя лучшая идея, теория…

Я*: Выбираю историю любви – роман в романсах.

С*: Но, что же тут пророческого, любовных романов как звезд в небе!

Я*: Звезды – это и есть души, и зажжены они любовью. Сказал мудрец, что все счастливые любви похожи, несчастливые   же несчастливы кажая по- своему, может и моя история в чем-то неповторима, ибо то грустная история?

И еще сказал поэт что «Любви все возрасты покорны» - мои герои встречаются на осени их жизни, потому в начале спектакля должен был звучать

  

Пролог - баллада об осени.                     y

                                                                                                                                                                                                     Романс                                                                                                                               (М

                

ВРЕМЯ НАЛЕГЛО КАК БРЕМЯ

ДА БЕЛЬМОМ НА МОЁ ТЕМЯ

ГРУЗОМ ГОРБИТ МОИ ПЛЕЧИ

ТАК-ТО РАНЫ ВРЕМЯ ЛЕЧИТ

АХ КАК ПРОШЛОЕ ДАЛЕЧЕ

 

ВСТРЕЧИ ГДЕ, ДРУЗЬЯ   ПОДРУГИ

В ТРАНСЕ Я ИЛИ В НЕДУГЕ

Я В ТОРЖЕСТВЕННОМ ПОХМЕЛЬИ

ЯРОСТНЫМ ОТРАВЛЕН ЗЕЛЬЕМ

НАВАЖДЕНЬЕМ ПОКАЯНИЙ

ПРЕГРЕШЕНЬЕМ УПОВАНИЙ

СНОМ БЫЛЫХ ОЧАРОВАНИЙ

ВЕТРА К СТРУНАМ ПРИКАСАНИЙ

РАЗОМ ВДРУГ НАБРОСИЛОСЬ

ВСЁ РАЗНОГОЛОСИЕ

ПТИЧЬЕЙ СТАЕЙ   ЗАКРИЧЛИ

ЗОВЫ ДАЛЬНИЕ ПРОЩАНИЙ

 

НОВО ВНЯТНО ЗАЗВУЧАЛИ

ДАВНИХ ОТЗВУКИ ПЕЧАЛЕЙ

БУДТО СКРИПКИ ЗАИГРАЛИ

СОКРОВЕННО И САКРАЛЬНО

 

 

ВДОХНОВЕННО ЗАШУРШАЛИ

ТРАВЫ ШОПОТОМ ХОРАЛЬНЫМ

 

ПОТОМУ ЧТО УЖЕ ОСЕНЬ

КОСИТ СПЕЛЫЕ КОЛОСЬЯ

ОСЕНЬ КОСИТ, ОЧЕНЬ ПРОСИТ

ЗАЗЫВАЕТ МЕНЯ В ГОСТИ

В БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ РАЗДОЛЬЕ

В БЕСКОНЕЧНОЕ ПРИВОЛЬЕ

НА РАЗГУЛЬЕ, НА ПОКОСЬЕ

В ПЕРЕСПЕЛЫХ СТРОЙ КОЛОСЬЕВ

ОЧЕНЬ ОСЕНЬ МЕНЯ ПРОСИТ

В СТОГИ СКОШЕННЫХ КОЛОСЬЕВ

 

ВЁТЛЫ ЗАСТОНАЛИ

ВЕТРЕННОЙ ПЕЧЛЬЮ

ОТПЕВАЕТ МЕНЯ ОСЕНЬ

КРИКОМ КРОН ПРОСТОВОЛОСЫХ

ВОСПЕВАЕТ МЕНЯ ОСЕНЬ

ТРАУРОМ ЗВУЧНОГОЛОСЫМ

ЗАВЛЕКАЕТ, МАНИТ, КОСИТ

КОСАМИ ЗЛАТЫМИ ОСЕНЬ.                  

                            

 

Судьба:      y      

Как в этом мире все случайно

Нас как-то зачали нечаянно

И как-то не под той звездой

А под холодной и чужой

И маемся весь путь земной.

Как в этом мире все случайно,

Мы ошибаемся отчаянно

И как-то пропускаем мимо

Что было так необходимо

Мы все-таки обходим мимо

                

 

 

 

Как наши души неприкаянны

Безвинные, мы все же Каины

И как стремимся окаянно

Брегам Земли обетованной

И встреча, тут и возгорится

Все что дотоле только мнится,

Все, что дотоле только снится

Вот, вот, и все ж не состоится

 

Что ж в жизни сей необходимо?

Идет она невозвратимо

 

 

                                                                          

                                                     y      

        

Но вот в разгаре осени небеса посылают герою встречу, новую или очень старую.       

                                    ©Явление.

       З з з з зззззвонок телефона.

- Здравствуйте, это я Рита из нашего с вами родного города, вы меня помните?

- Кто, Лолита? М-м-м, ну если встретимся, я непременно вас вспомню.

- Значит забыли.

- Ничего, давайте как в молодости, под часами, в семь?

- Нет уж тех часов и тех времен.

- Да, да я понимаю, записываю ваш  адрес.

                 Бой часов: бум, бум, бум..!

Боже, куда она забралась, какое убогое строение, стук в дверь, на пороге она

 

    

         ©Встреча

Я: Так, это вы, не может быть!

Все что могу я вымолвить

Но кажется вас звали Рита

А мне послышалось Лолита

О времена, о расстоянья

О молнии воспоминанья

Вы были юная такая

                            Нет я сознание теряю.

С*: Много, очень много лет прошло с тех времен, когда всего лишь несколько раз встретились наши герои там, в их родном городе, в годы молодости, впрочем, уже тогда молодости очень относительной. Много бурь и крушений   пронеслось в их судьбах, сегодня он женат, ее жизнь не сложилась - неудачный роман, драма расставания, одна пустилась она в неведомую страну. Герой угадывает в этой едва знакомой женщине тот же транс отчаянной погони за убегающим временем, транс которым одержим он сам. Звучит романс:

 

 

Отчего этот крик, что не слышен, но видим                             (в)

Как мольба о спасении в глазах

Оттого что расправу вершит свою время

И стоят кредиторы в дверях

 

То конечно же вера, любовь и надежда

Протянули к расплате листы

И бежишь ты от них в свое дальнее прежде

И последние ищешь цветы

 

Оттого этот крик и мольба о спасеньи

Что так ясны в бездонных глазах

Оттого строгий лик твой на лоне осеннем

В еженощных является мне снах

 

Так хочу я помочь, протянуть тебе руку

Только каждому доля своя

За стрелой часовой я как узник по кругу

И свои кредиторы в дверях

 

 

По началу Я* вовсе не помышляет о новом любовном романе, всего лишь помочь новоприбывшей, но в какой-то момент случайное прикосновение меняет все, магнетизм тел и душ   возник, и возникнув быстро вырастает в силу роковую, однако пока герой благодарит судьбу за ниспосланную встречу.                                                  

 

              

                             

©                                                        романс

       Я искренне Вам благодарен.

       Да только как же я бездарен.

Забыл, а Вы вот не забыли

       Встреч мимолетность давней были

И вдруг оттуда мне явились.

Я был мечтой для Вас, как странно,

       Прямо-таки невероятно,

Но вот взаправдашний и старый

       В поте лица теряю чары.

Вседневно сможем мы встречаться,

       И в самый раз-очароваться.

Очароваться или раз

       Завтра нам верный даст наказ,

И будет ясно: или или.

       И всё-таки, Вы не забыли

И в этом Вашем незабвеньи,

       В самом нежданном появленьи

Убегших лет всех осмысленье,

       Как-будто прожил их для Вас

Жаль, в поздний Вы явились час.

       Всенощно станем же встречаться

И в самый раз очароваться,

       Очароваться и не раз,

А ещё много, много раз.

       И пусть обоим нам приснится,

Мечта с землей соединится,

       Мечту поверьте и поверьте,

Пребудем до разрыва сердца.

                          

Вскоре А* понимает, что Маргарита и есть та женщина, которую он так отчаянно искал всю жизнь, искал и, оказывается, встретил тогда в родном городе, в далекой молодости, встретил да не узнал, прошел мимо, сказал прощай, не успев еще сказать «здравствуй». Так незаметив, совершаем мы самые роковые ошибки нашей жизни. «А счастье было так возможно, так близко…». Но годы невзгоды отбушевали, ушли невозвратно, и теперь только одно, не упустить минуты запоздавшей и как вскоре выяснится очень ранимой любви. Звучат песни любви.

 

              

             ©                         романс

Так тихо, пьяно, пьяно, нежно

                     сладко думать о тебе

Когда луч солнца пробуждает новый день

                    а ночь со мною.

 

את עלידי ובוקר אור ובוקר אור

את עלידי ומנגן בלב כינור

אל-ל-לילע ל-ל-לילה ...

את עלידי ובוקר אור כול יום הוא אור

את עלידי ומנגן בלב כינור

..................................

 

 

Но конфликты не заставляют себя ждать, тяжелые предчувствия гнетут душу, следующий любовный романс звучит уже вполне трагично.

                  

                      

                                                       ©

В долг у жизни беру

             я любовь твою

Но стоит за спиной

       смертный ангел мой                  

И считает дни

             мнимой юности

Лживой юности он

         чтёт и ночи и дни.

Я взаймы у тебя

         сладость губ твоих

Взлет упругих грудей

               опий неги твоей

Сладострастный сон

        в недрах твоих лон

Хорошо как с тобой

             знает ангел мой.

Хорошо как с тобой

             в жизни не было

Почему ж то конец,

               вот начало бы

 

 

И считаю дни

               мнимой юности

Лживой юности я

             чту и ночи и дни.

Только время не ждёт

             катафалк у ворот

Он не мнимый такой,

         как земля под стопой

Не удержат меня

                   руки-лебеди

Потому надо мной

               белый ангел мой.

В долг у смерти беру

                 я любовь твою

Но стоит надо мной

               белый ангел мой

И считает дни

               мнимой юности

Лживой юности он

           чтёт и ночи и дни.

 

 

 

М*: Хорошо как с тобой, но что дальше, ты не свободен, а я одна и, как знаешь, немолода, мне нужно устраивать мою жизнь. Мы должны что-то решить, и это ты должен понять, я хочу ребенка. Ни чего от тебя не потребую, со всем справлюсь сама, но больше всего на свете я хочу ребенка.

Вот к этому наш герой не был готов, У Я* есть основания сомневаться в своих генах, а тут еще возраст, обязательства многие и разные, планы, проблемы здоровья - не позволяют ему взять на себя непосильную ответственность за новую жизнь, Я* чувствует и знает, что на карту поставлено самое дорогое, но не в силах решиться ни на что, и об этом – романс.

                                      

Как жизни алгебра проста,

Страданьем горькие уста...

Я знаю, на меня ты злишься,

В противоречиях томишься.

Разрыв наш неуёмно зреет,

А я устал и не умею

Неукротимым Одиссеем

Поникший парус натянуть

И плавь событий повернуть.

Как жизни алгебра проста –

Я не свободен, ты одна,

Душа твоя в тенетах бьётся,

И тягостно ей, и неймётся,

Ко мне, как за спасеньем, рвется,

 

Но мне невмочь и помышлять

Однажды парус наш поднять

И вдаль с тобою и мечтой

От Пенелопы убежать.

Как жизни алгебра проста,

Целую жаркие уста,

Но мысль твою нутром я чую,

Неукротимую немую,

Против судьбы своей восстать,

Твой парус скомканный поднять,

Моих дверей, как от Цирцей,

Уплыть и верви оборвать.

Моих дверей, как от Цирцей,

Уйти и струны оборвать.

         *

 

Но тяжелый конфликт возник и нарастает также в семье Я*, он предчувствует что может произойти трагедия, попытки объяснения с женой тщетны.

 

 

Я верую союзу "и",

А ты союзу "или".

Ты, говорю я, и она,

Ты, говорю я, и она,

Но нет, всегда лишь "или"

Уста твои твердили.

Послушай, говорю, зачем

Нам расставаться насовсем,

Когда изысканный гарем

Себе я представляю.

Ты и она, она и ты,

Гарем тот населяют.

Ты и она, она и ты,

В букете – разные цветы,

 

Но нет, лишь "или-или"

Уста твои твердили.

Ну, хорошо, тогда пусть он,

Что испокон в тебя влюблен,

Придёт в любовный наш Сион

Во имя истинной гармонии.

И "и" союз мы все восславим,

Низвергнем "или" с высоты его кичливой и неправой.

Ты и она, и он и я,

Да здравствует гармония,

Ты и она, и он и я,

И – вот она, гармония.

Я верую союзу !!!

                 *                

 

 

Надежды Якова на компромисс, на мир и счастье разбиты о ревность, разлад глубится, свой горький стих обращает он Элее.

 

Твои упреки так жестоки

Твои претензии высоки

Протест против судьбы убогой

Мне обращаешь словно Богу.

Того не можешь ты понять

В твоих смятеньи и тревоге

Из доброты влачу я крест сей,

Побиваемого Бога

Тебя посильно защитить

От мира подлости безбожной

 

 

Дабы уверовала ты в отзвук

В услышанья возможность

Того не можешь ты понять

Тебя собою заслоняя

От пустоты, лицом к лицу с ней

С День и ночь я пребываю

И некого мне упрекнуть

Кого терзать, кому молиться

О если бы сыскалась та

Что мне б возмездием была

Что пожелала б и могла

Моей богинею явиться.

               §

К тебе я жесток тебя не любя

О как бы ты счастлива была

Когда бы любовь твоя и моя

В гармонии радостной слились.

 

К тебе я жесток, тебя не любя

О как ты любовь заслужила

Сквозь годы идя, себя не щадя

Мне верной подругою была.

 

К себе я жесток, тебя не любя

О как хорошо бы нам было...

Увы, не щадя тебя и меня

Иррациональная сила

Дороги любви предрешила.

 

Внутренняя борьба Якова достигает кульминации у постели малолетней дочери, звучит

 

КОЛЫЬЕЛЬНАЯ - МОЛИТВА О ДОЧЕРИ.

Ночь так непрочно скрывает тревоги во тьме,

Спи, моя доча, усни и проснись,

       когда солнце поутру засветит в окошко твоё.

И улыбнись мне улыбкою ласковой,

       милая кроха моя.

Спи, пока мама хлопочет по дому,

       и кашка бурлит в чугунке.

Спи, пока мир расцветает вазоном,

       уютом, покоем и печкой ласкает тебя.

Ах, это, доченька, так ненадёжненько,

       лучше б тебе и не знать.

Но не уйти вам от бурь и смятений –

       вот тьма уже кличет меня,

Как тебе будется, когда не будет нас,

Как тебе слюбится, как тебе сможется, дочь

Сможешь ли, кроха, простить меня с мамой,

       что бросили в мир сей тебя.

Ночь так непрочно...

Предчувствие Я*, что совершится трагедия , что он отнимает мать у беззащитного своего ребенка не покидает его, но перерастает в мрачную уверенность когда тяжело заболевает Элея, вывод один, в жертву Я* должен принести себя, теперь горький свой стих обращает он Маргарите.

 

 

 

 

                               §

Жестокий выбор ты мне предложила, ту извести, что так меня любила

И роковой кинжал над нею я поднял, но в горло собственное тот кинжал вогнал,

И пал, а ты переступила, тем правду мира обнажила.

                               §

Жестокий выбор Яков, сделал, но теперь жестокость этого выбора обращена против него самого вскоре выяснится, что вступил он в борьбу с ангелом чьи силы много превышают душевные силы Я* и душа не выдерживает.

 

 

                                              

 

Её заклинающий взгляд

Меня призывает назад,

И чувствую я, не могу, ,

как будто лассо на бегу,

как будто стрела на лету,

Пронзает меня её взгляд,

и ранит, и тянет назад.

Я приговорён возвращаться –

в плену роковых гравитаций

Планеты той, не оторваться.

Её магнетический взгляд

меня призывает назад.

Рукой отвести это поле,

Что невыносимо мне боле,

И нечто тогда совершится,

      разрушится, разъединится,

 

 

 

 

 

И сила насилия сгинет –

Я взгляд её в бездну низрину

 

 

И вольною сделаюсь птицей.

Но, Боже, да что же мне снится?

Вот злым супостатом глумлюсь я над ней,

  над мамой родимых моих дочерей.

Над мамой любимых моих дочерей,

Очнуться, проснуться воспрянуть, скорей!

Её гипнотический взгляд

  Меня призывает назад,

Меня возвращает назад

    её фосфорический взгляд.

            

                                                                       §

Яков не может уйти из семьи, но Маргарита теперь не может не уйти от него, напрасны попытки ее удержать. Объяснения с М* становятся все более и бурными, болезненными, тупиковыми, ее решимость уйти созрела, наступает последняя ночь страсти и любви сквозь слезы. «Хорошо как с тобой в жизни не было…» - восклицает Маргарита вдруг почти крича, - и не будет больше никогда, добавляет она!

Она ушла решительно как и появилась, ушла к тому кто, ждал ее все это время, ходя как тень вокруг. Я* знал, что разлука будет свыше его сил, неожиданностей в этом не произошло, он погружается в отчаяние и депрессию, ими полны его душа, его сумбурные действия, обращения к Маргарите, Элее, судьбе…  

 

   ©Я должен уйти,

Нет, нет, остановиться

И повременить

Нет, скорей возвратиться

Да нет же, уйти

Разминулись пути

С ума б не сойти

Раздвоились пути

Душа раздвоилась

Разверзлась земля

Ты больше не ты

И я больше не я

Не верю хоть знаю, что ты не моя

Разверзлась земля

Заплутали пути

Куда мне идти

Что б тебя вновь найти.

 

Теряя чувство реальности и в запоздалой готовности на все, обращается Яков к Маргарите с отчаянным призывом                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 (3)                                                          романс

©Давай зачнем дитя с тобойхоть зарекался

Хоть зачумленной головой я с милой тою суетой расстался, так давно

Хотя подумать о душе мне очень надо бы уже, не зачинать, а завершать исканья

Но нет, как юный ветрогон я жив и счастлив от и до

Счастлив и болен от и до свиданья.

Мы в бездну времени летим, так с верой в Бога согрешим

И семя новое взрастим древа познанья

Давай с тобой очаг зажжем, давай построим новый дом

и новую надежду в нем, давай дитя с тобой зачнем.

Посеем мирное зерно, о как нам мира не дано, ужели только суждены терзанья

Давай же мир провозгласим, мы мир с тобою создадим, мы мир с тобою сотворим в лобзании.

              

Время идет, а тоска Я* становится лишь глубже, тяжелей, обращается в депрессию

              

   Покаяние       ©                             романс

 

Когда не унять мне беду

К тебе я с повинной иду

Коленам твоим припаду

Весь мир в прикасаньи найду

Страданьем гоним, коленам твоим

Ладоням твоим припаду

Когда не осилить беду

 

Ползет стрекоза к муравью

Узри беззащитность мою

В объятьях своих обогрей

Для ласковых солнечных дней

Молю о призреньи, слезу искупленья

Нектар унижения пью

Подай на убогость мою.

 

 

Но мстишь мне за горе мое

Ты лезвий точа острие

За муку за ношу мою

Я яд унижения пью

За жребий сизифовый мой

За тяжкий, за чистый мой долг пред другой.

                  

                

 

 

 

 

 

 

Синяя птица

                   ©                     романс

Как спится, продавши пшеницу

А друга продавши как спится

С кем спится, о, синяя птица

Любовника предав, как спится

И что тебе, милая, снится

 

А помнится ли тебе, мнится ль

Как спелые зерна пшеницы

Из рук его негу вкушала

И песням любовным внимала

И эхом ему отвечала

И эхом ему отвечала

И эхом ему отвечала

 

А может тебе еще снится

В ночах твоих страстных и вольных

Лежит бывший друг в чистом поле

Убитый тоскою и болью

 

И воронов стая кружится

И бредят пустые глазницы

Он зрит в небе синюю птицу

Как сладко обоим вам спится

Как сладко обоим вам спится

Как сладко обоим вам спится

                      

                     ©Я в дверь твою стучусь

Но дверь твоя закрыта

Стучу опять, открой же мне, открой

Рука устала , тычусь головой

И больно ушибаюсь о косяк

Я в исступлении и так зову и сяк

Увы наглухо дверь твоя закрыта

И в землю наше прошлое зарыто

И жизнь моя - разбитое корыто

И избавленья не приходит знак.

 

 

 

 

 

Возвращение.

                   ©                                                 романс  

Все равно возвращаюсь в наш сад

Где шумят вдохновенные кроны

И побег прорастает зеленый

И рассвет изгоняет закат.

 

Я спешу в заповеданный сад

Туда злая мечта меня гонит

Там минуты от боли кричат

В тщетной воле вернуться назад

 

От сует и от суетных бед

От никчемных и серых забот

Ухожу на свиданье к тебе

То мираж в опустевшей судьбе

То виденье в безудержном сне

Ты идешь на свиданье ко мне

 

Распрямляясь согбенной душой

Через грез прохожу моих строй

Через строй проходя моих грез

Принимаю удары их розг

До заблудшей звезды, до зари

Когда гасит рассвет фонари.

 

 

 

          

ПОСЛАНИЕ МАРГАРИТЕ.

                   ©                     романс

Маргарита! Еще не дописан роман

А кони шальные мятутся у врат

И дьявол и Бог меня на небе ждут

Их страшный и праведный близится суд

 

Дай веру, слабеют мой дух и рука

А к цели дорога безмерно тяжка

Лишь рядом с тобой допишу я роман

Что в сердце, что в мыслях

Что Богом мне дан

 

Дабы я взрастил его в бренной земле

На травах на ядах сварил бы как зелье

Смешал бы в нем радость с тоскою и кровью

С твоею небесной и грешной любовью

 

Иди же ко мне по зеленой земле

На крыльях лети, на бесовской метле

Запреты презри, сторожей обойди

В темницу проникни, губами прильни

Иссохшим губам, о, судьбинный роман

Что в сердце, что в мыслях, что Богом нам дан

И мы воплотимся в том вещем романе

И чистыми вместе в нем Богу предстанем.