«Разве это этично, когда Дмитрий Гудков голосует против лишения своего отца мандата?» - а в народе?

Андрей Исаев: «Разве это этично, когда Дмитрий Гудков голосует против лишения своего отца мандата?»
Роман Доброхотов
Slon.ru
Андрей Исаев: «Разве это этично, когда Дмитрий Гудков голосует против лишения своего отца мандата?» Андрей Исаев: «Разве это этично, когда Дмитрий Гудков голосует против лишения своего отца мандата?»

Парламентарий рассказал, зачем он внес в Госдуму законопроект «против семейственности в парламенте», и объяснил, как можно обойти Конституцию для его принятия • Роман Доброхотов
Подробнее на Slon.ru

Андрей Исаев: «Разве это этично, когда Дмитрий Гудков голосует против лишения своего отца мандата?»Фото: Артем Житенев/РИА Новости

Сегодня «единоросс» Андрей Исаев внес на рассмотрение Госдумы законопроект «О противодействии семейственности в российском парламенте». Согласно документу гражданин не может быть членом Совета Федерации или депутатом Госдумы в случае, если он состоит в родстве с другим членом парламента РФ. В интервью Slon Андрей Исаев объяснил, как можно обойти несоответствие этой инициативы российской Конституции, на кого кроме депутатов можно распространить действие этого закона и как решать, кому из семьи оставаться, а кому уходить.

Андрей Константинович, ваш последний законопроект…

– Почему последний, у меня их еще, надеюсь, будет много!

– Это здорово. Но вот ваш сегодняшний законопроект – о запрете родственникам быть членами Федерального собрания – нарушает 32 статью Конституции, где четко сказано, кто не может быть избранным – это только люди, признанные судом недееспособными, а также лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

– Но ведь уже сейчас существуют ограничения, не предусмотренные 32 статьей Конституции, – это граждане иностранных государств. То есть законодатель вправе внести дополнительные ограничения в отношении людей, которые… Хотя, как там формулируется в Конституции? Там о том, кто может быть избран, так?

– Да, право избирать и быть избранными.

– Ну, вот видите! А моя статья не запрещает близким родственникам избираться в Государственную Думу! Она запрещает занимать должность. Быть избранными и занимать должность – это разные вещи. Избраться могут оба, или трое, или десять человек, но потом они должны решить, кто из них останется занимать должность.

– И как они будут это решать, интересно, ведь они могут жить отдельными семьями и исповедовать противоположные взгляды – допустим, один из «Единой России», а другой – из КПРФ.

– Ну, они должны будут это каким-то образом определить. Либо все они сложат полномочия.

– Но в вашей инициативе как-то прописана процедура, как между ними должны идти переговоры?

– Нет, не прописана. Они в течение 30 суток должны сложить полномочия или мандат отрешится у всех. Я обращаю ваше внимание, что сегодня Дума избирается не по одномандатным округам, а по партийным спискам. То есть партия может заранее предусмотреть, чтобы родственники не были в списке.

– Это если они состоят в одной партии. Кстати, закон касается только Думы или всего парламента?

– Это касается всего Федерального Собрания, то есть и Совета Федерации тоже.

– То есть и вице-спикера Госдумы Воробьева тоже будет касаться это закон, ведь его отец заседает в Совете Федерации.

– Ну, конечно.

У меня в законе не написано, что этот закон направлен против «эсэров», против ЛДПР или против кого бы то ни было еще, закон равен для всех.

– А вы уже с вашим однопартийцем Воробьевым обсуждали этот закон, как он к нему относится?

– Я специально каких-то разговоров с ним не вел, но я уверен, что он очень разумный человек, и если такая норма будет принята, то он будет действовать в соответствии с ней. Это ведь не запрет на профессию, не запрет заниматься политикой. Просто заниматься политикой – это не значит обязательно заседать в парламенте. Можно избираться в законодательные собрания субъектов федерации, можно работать в правительстве – федеральном или региональном, можно работать в партиях, так что я не вижу тут никакой катастрофы.

– Закон будет действовать с момента принятия или только со следующих выборов?

– С 1 января 2013 года по моему проекту закон вступает в силу и в 30-дневный срок либо родственники сами решают, кто остается, либо лишаются полномочий все.

– Почему только сейчас вдруг вы озаботились этой проблемой?

– А все ведь когда-то начинается. Это все равно что царя, отменившего четвертование в качестве меры наказания, спрашивать – а чего это ты только сейчас отменил? Я просто проанализировал, подумал. В последнее время это на слуху. Кроме всего прочего, хочу обратить внимание, что в ближайшее время нижняя палата будет голосовать по вопросу о Геннадии Гудкове, то есть депутаты будут выступать в роли суда присяжных, решать – виновен или не виновен. Этично ли сыну голосовать за отца в этом случае? По закону он должен руководствоваться объективными обстоятельствами, но сейчас получается, что закон не запрещает ему поддерживать близкого родственника.

– А почему закон касается только парламентариев? Мы знаем огромное количество примеров, когда высокопоставленные чиновники являются близкими родственниками.

– Да, но, как вы знаете, статья 16 пункт 5 закона о госслужбе запрещает родственникам работать в одном и том же органе государственной службы, аналогичная норма действует в отношении судей, прокуроров и полицейских.

– По-вашему, эта норма хорошо соблюдается?

– Она соблюдается плохо, но то, что я поставил вопрос в законодательной области, подтолкнет к тому, чтобы норма стала исполняться и на госслужбе в полном объеме тоже. И, более того, моя инициатива вызвала широкий резонанс в обществе, и сейчас мне многие люди звонят и говорят: давайте теперь дополним закон и запишем прямую норму по правительству. Давайте запишем норму, что президент и ректор в одном и том же государственном бюджетном вузе не могут быть близкими родственниками. Или главный врач и замглавного врача по административно-хозяйственной деятельности.

– И вы согласны с предложениями этих людей, которые вам звонят?

– Я согласен! И именно поэтому проект и был вывешен на сайте партии для широкого обсуждения. Я надеюсь, что его соавторами станут десятки тысяч наших сограждан, которые вместе помогут сделать наше общество более открытым и справедливым.

– А как насчет госкорпораций, в управлении которых тоже оказываются дети высокопоставленных чиновников?

– Если говорить о корпорациях, где государство имеет контрольный пакет, то тут сложно, потому что сегодня этот пакет контрольный, а завтра – нет; непонятно, как тут можно прописать. Но именно на госкорпорациях – там можно посмотреть. Но еще раз повторю – не то что на госслужбе не могут находиться два близких родственника, а они не могут работать в одном органе. Потому что мы можем столкнуться с фаворитизмом.

– А если отец работает в правительстве, а сын – в руководстве госкоропрации или госбанка?

– Если данная госкорпорация подчинена министерству, то это неправильно.

– На эту тему вы тоже готовы внести законопроект?

– Да, я готов к тому, что нынешний законопроект будет расширен.

– Как вы считаете, ваша партия поддержит вашу инициативу?

– Я вынес ее на обсуждение в партии, я знаю, что есть люди, которые уже готовы ее поддержать, есть те, кто относится к ней с определенным сомнением. Нам предстоит серьезная дискуссия, я надеюсь, что мы ее выиграем, и закон будет принят