Ох и трудно из болота тащить бегемота …
Если не преодолены проблемы внутри страны, внешняя пропаганда утрачивает смысл
С. Смирнов,
директор Института социальной политики
и социально-экономических программ НИУ ВШЭ
Власти России озаботились имиджем вверенного им объекта управления, косвенно признав тем самым, что Россия за два десятка лет так и не создала свой позитивный образ в глазах мирового сообщества. Страна, парадоксально сочетающая высокую культуру с высокой же коррупцией, привлекательна для праздных гуманитариев, но не для людей реального дела. В глазах значительной части мировой общественности Россия, особенно в последнее время, по-прежнему ассоциируется с «Верхней Вольтой с баллистическими ракетами» — прежним СССР.
Ясно: над имиджем России действительно нужно работать, и конечно, прав премьер-министр, поставивший эту задачу перед Россотрудничеством. Но предложения по ее решению, как мне кажется, весьма сомнительны. Ибо в основе их – не воздействие в самой стране на те факторы, которые реально ухудшают отношение к России, а расширение российского культурного присутствия в других странах.
Но такой подход напоминает перевернутую пирамиду: если не преодолены негативные явления в экономике и общественно-политической жизни страны, если более 40% молодежи хотели бы уехать из нее, все остальное утрачивает смысл. Тем более, что с культурным имиджем России особых проблем нет. Культура в нашей стране была, есть и будет при любых режимах — от демократического до автократического.
Не буду голословным, и приведу конкретные цифры. Они базируются на материалах опросов населения, которые с годовой периодичностью проводит независимый независимый политический консультант Саймон Анхольт (Simon Anholt). Им разработан так называемый Индекс национальных брендов, в основе которого — опрос в 20 странах по 1 тыс. чел. в каждой. Респонденты должны расставить на места с 1-го (лучшее) по 50-е (худшее) страны мира по своему отношению к нескольким характеристикам этих стран.
Так вот, в 2009 году по показателю «культура» Россия получила достаточно высокое среднее место 8,9, уступив, но отнюдь не катастрофически таким странам, как Франция (3,3), США (3,5), Италия (3,6), Германия (5,6), Великобритании (5,5), Испания (7,2), Китай (7,7) и Япония (8,8).
Другие показатели существенно хуже. Даже по показателю «возможности туристских посещений страны» среднее место России – 22,7, и отставание от лидеров – Италии (2,4) и Франции (3,8) уже практически на порядок.
Правда, Иран (49,5) и Анголу (48,7) существенно опережаем, но это, понятно, не повод для гордости.
По показателю «иммиграционная и инвестиционная привлекательность» ситуация несколько хуже. Здесь у России среднее место – 27,1. Это тоже существенно хуже, чем в классических миграционно привлекательных странах, как Канада (3,9), США (4) Германия и Франция (5,9), Великобритания (6) и Австралия (8,7).
К россиянам за рубежом относятся более чем настороженно. Здесь среднее место страны – 30,8. А вот среднее место Канады по отношению к ее гражданам – 4,6, Австралии – 7,8, Италии – 8,7.
Самое же низкое среднее место у России (35,2) по критерию «правительство». Утешает, правда, что американское правительство, правда, мировое сообщество тоже не сильно жалует (16,6), но расписывается в своей бесспорной любви к правительствам Канады (3,7), Швеции (4,9) и Германии (5,8).
Конечно, можно сказать, что опросы нерепрезентативны. Что Россия резко недооценена и именно из-за недостаточных усилий по продвижению ее имиджа. Но мне кажется, что результаты опросов подтверждают наши априорные представления о том, где в мире хорошо, и где плохо.
Кстати, довольно интересно, как сами россияне оценивают свою страну. Результаты и здесь оказались вполне предсказуемыми. Наиболее высоко респонденты оценили культуру страны и себя любимых, поставив страну на 1-е место, а также возможности туристских посещений России (2-е). Существенно ниже место, которое страна, по мнению ее жителей, занимает по иммиграционной и инвестиционной привлекательности – всего 11-е. А деятельность правительства России россияне отметили 22-м местом.
Конечно же, можно сформировать положительный виртуальный имидж России. Традиции у ее предшественника – СССР были. Вспомним (светлая память!) эмигрантов, купившихся на обещания советского правительства, и вернувшихся в тоталитарную страну хронического дефицита. Вспомним железный занавес, способствовавший росту самооценок («у советских собственная гордость»). И цитату из А. Жида («Возвращение из СССР») о купальщиках на пляже в Сочи, которые «хотели от нас услышать, что ничего подобного у нас во Франции нет. Из учтивости мы не стали им говорить, что во Франции есть пляжи лучше, гораздо лучше этого».
Очень не хочется, чтобы усилия по созданию положительного имиджа современной России привели именно к подобным результатам. Это не только и не столько задача Россотрудничества, которое в этом отношении должно стать скорее информатором международной общественности о тех положительных сдвигах, которые могут происходить в самой стране. Если же мы спустя бюджетный цикл останемся на тех же позициях по экономическим, а не гуманитарным критериям, то зачем сотрясать воздух продвижением российского имиджа тратить деньги.
Комментарии
В нормальной стране их бы уже усадили на эл.стул.