«Крестоповал»: плод из трупа матери

На модерации Отложенный

Философ Сергей Роганов — о причинах провокационных поступков молодого поколения

Такая же реальность, как и пляшущие Pussy Riot на амвоне в ХХС. И реакция американской общественности на небывалый медицинский эксперимент была сродни российской на поступок своих феминисток. Когда беременная наркоманка, ровесница Надежды Толоконниковой, попыталась ограбить инвалида/ветерана американской армии, он, не задумываясь, разрядил ей в голову винчестер. И вызвал полицию. У несчастной Триши Маршалл констатировали «смерть мозга», то есть по законам современной науки она была мертва. Но в ней продолжал жить плод, разумеется, благодаря медицинской технике. Родители Триши настояли, и госпиталь пять месяцев поддерживал на плаву труп беременной женщины, пока не появился на свет маленький Дариус.

Этот случай буквально взорвал американское общество в далекие 1990-е. Разумеется, заокеанские теологи, интеллектуалы, врачи, политики, журналисты спорили о другом — прежде всего о радикально новом критерии смерти человека. А кроме того — вправе ли мы использовать трупы в качестве инкубатора, кто появится на свет, и можем ли мы решать, рождаться Дариусу или нет.

Неважно, когда советское общество пустило себе пулю в лоб — в 85 или 91. Неважно, что вместо трубок аппаратов искусственного кровообращения и дыхания в наших руках оказались нефте- и газопроводы. Но факт остается фактом: советское общество погибло, не моргнув глазом, но… дети рождались и продолжали жить, не отдавая себе отчета в том, что случилось со страной, гражданами которой они пытались стать.

Если и был смысл отмечать 20-ю годовщину гибели/коллапса СССР в прошлом году, то только потому, что наконец-таки на арене современной истории появилось поколение, рожденных в России, а не в СССР. И все было бы ничего, если бы только необратимо погибшее советское общество могло что-нибудь передать своим детям. Классическая преемственность и сотворчество поколений — это для учебников, а не для нашей действительности. Всё что могли найти новые россияне — это разлагающийся труп супердержавы на постсоветском пространстве. Но какой необычный труп, особенно в лице видных представителей столичных интеллектуалов и просто граждан с высшим образованием.

Крикливые, надменные, напичканные смыслами и ценностями необратимо погибшего государства. Конечно же, сарказм и ирония по отношению к молодому поколению. Еще какие! Поколение NEXT — неграмотные, не знающие правил русского языка. Не читающие классической литературы. Которые только и живут, что компьютерными играми, телефонами, гаджетами и виджетами! Которые интересуются только сомнительной славой или деньгами и плюют на великие исторические традиции и ценности непонятно какой России: царской или советской.

— Это же ужас, — восклицают старшие поколения, — кто идет нам на смену! Что смогут они сделать! Секс, наркотики, пиво, смартфон — вот и все! «Папики», рожденные в СССР, негодуют и трепещут, так, будто бы это не они, образованные и высоколобые, наполненные идеями и цитатами Пушкина, раскатали по бревнышкам 1/6 часть суши под названием Союз Советских Социалистических Республик. И вместо признания собственной подленькой несостоятельности перед глазами своих же детей продолжают искать крайнего и прикрываться православием и религиозными ценностями, как будто в постсоветском обществе может состояться хотя бы один институт, хоть образования, хоть здравоохранения, хоть Церкви.

И что же в ответ?! Поколение детей ищет свои смыслы самостоятельно, не обращая внимания на замогильные призывы поколения покойников, хоть левых, хоть правых, хоть коррупционеров, хоть праведников. Главное, поколения покойников, которому даже за державу было не обидно и которое просто рассыпалось по континентам и периодами продолжает поучать и наставлять хоть Владимира Путина, хоть девчонок — а какая разница?!

Ладно бы наставляли и поучали, а то ведь во всех этих поучениях, аргументах, доводах, призывах разумности и благочестия не больше, чем в пляске на амвоне в ХХС. Больше всего — лжи и цинизма. Лжи о самих себе любимых. Потому что, получив в далеком апреле 1985 года всесоюзную «справку об освобождении» от гнета коммунизма с печатью пленума ЦК КПСС, за четверть века наследники великой русской литературы, науки, театра, балета, наследники создателей золотого фонда мировой культуры, разрушившие железный занавес, завоевавшие долгожданные «свободы», не удивили мир НИЧЕМ.

Нет, не от «путинизма», не от коррупции чиновников бегут теперь наши дети плясать на амвоны, пилить кресты или туда, за океан десятками тысяч ежегодно, а от нас с вами, от «апостолов» и «пророков» советского розлива. Pussy Riot — это только начало. Как и битва фанатов на Манежке. Как и масса других, не таких заметных поступков молодого поколения, которые только подчеркивают необратимый разрыв поколений отцов и детей. Вот здесь, в этом разрыве и будет развертываться наша главная и настоящая история. Здесь и будет рождаться будущая Россия, с новыми ценностями, смыслами и идеями.

Плоды деяний отцов — перед глазами, на всем постсоветском пространстве. Плоды поколений детей они увидят сами.