Август 1991: двадцать лет спустя
Накануне юбилея августовской революции 1991-го года российские коммунисты и радикальные демократы согласны в одном: настоящее страны мрачно, а перспективы не внушают оптимизма.
Для левых все, что происходило после 1985 года - историческая ошибка и преступление.
По мнению их оппонентов, все замышлялось и делалось замечательно, но и народ, и правители оказались не на высоте, светлые надежды рухнули, Россия в очередной раз продемонстрировала, что ее главное предназначение - показывать миру, как не нужно жить.
Коммунисты и националисты уверены, что политическая и экономическая свобода органически чужды России.
Радикальные либералы соглашаются, только при этом не радуются, а горюют.
Ссылаясь на примеры из истории, они утверждают, что все попытки реформировать Россию неизбежно заканчиваются крахом и возвращением к тому, что было.
С отставанием на 100 лет
Но есть и другая точка зрения: достижения последнего двадцатилетия огромны, а что хотелось бы большего - это естественно и нормально. Надо стараться, и все получится.
По мнению "позитивистов", отечественная история доказывает как раз обратное: Россия идет туда же, куда все человечество, только отстает от наиболее передовых стран примерно на 100 лет.
Философ и публицист Александр Никонов объясняет это огромными пространствами и природными ресурсами, позволяющими жить экстенсивно и откладывать развитие на потом, но не видит здесь ничего фатального.
Направление развития не вызывает у Никонова сомнений.
"Россия вечно догоняла, но она всегда догоняла Запад. Важно не то, что мы догоняем, а тот маяк, на котором мы столетиями ориентируемся. Как верно заметил один из выдающихся умов XIX века, у каждого русского два отечества - Россия и Европа", - говорит он.
По оценке исследователя, исторический лаг составляет не сто, а 50-70 лет.
С ним соглашается бывший помощник Бориса Ельцина Георгий Сатаров.
"20 лет для истории - период небольшой. По окончании первого курса рано судить, выйдет из студента хороший специалист, или нет. Лично я убежден, что опыт свободы зря не проходит. У нас и Запада просто разный исторический возраст. Демократия в России неизбежно победит. Произойдет ли это у нас на глазах - другой вопрос", - говорит он.
Кто прав?
Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове, разделил лист бумаги вертикальной чертой и занес на левую сторону все минусы, а на правую - плюсы своего положения.
Не оценить ли ситуацию в России по методу героя Дэниэля Дефо?
Система 1990-х годов с несбалансированной "сверхпрезидентской" конституцией и всемогущими олигархами была далека от совершенства. Однако вместо построения полноценной демократии, гражданского общества и правового государства Россия встала на путь авторитаризма.
Да, общество особенно не сопротивлялось. Вера в "хорошего царя" и отношение к оппозиции как к себялюбивым смутьянам - давняя российская традиция.
Но слово "лидер" происходит от глагола "вести". Истинно великий государственный муж, желающий войти в историю со знаком "плюс", обязан понимать, что хорошо и что плохо, и направлять страну туда, куда нужно, а не эксплуатировать недостатки национальной психологии к своей личной выгоде.
Сегодня у президента России полномочий больше, чем после манифеста 1905 года было у императора. Любая его воля автоматически делается законом.
Уничтожены несущие опоры демократии - парламентаризм и федерализм.
Губернаторы фактически назначаются из Москвы. Дума превратилась из места для дискуссий в резиновую печать для штамповки решений Кремля.
Весьма авторитетный и независимый в 1990-е годы Совет Федерации сделался странным учреждением, где заседают назначенцы назначенцев - либо проштрафившиеся или выработавшие свой ресурс чиновники, либо региональные бизнес-воротилы.
Результаты любых выборов, так же, как судебные решения по делам, в исходе которых заинтересована верховная власть, можно предсказать заранее.
Взяты под контроль государства основные телеканалы, пока остающиеся для большинства населения главным источником новостей и мнений.
Конституционное право собираться мирно, без оружия подменено обязанностью испрашивать дозволение начальства.
Оппозиция отрезана от телеэфира. На примере бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского бизнесу наглядно продемонстрировали, что за финансирование "не тех" политических сил можно угодить в нехорошие места. Оппозиционные партии и кандидатов сначала под смехотворными предлогами не допускают к выборам, а потом третируют как клоунов, которым заведомо ничего не светит.
"Вертикаль власти", при которой любой начальник зависит исключительно от вышестоящего начальника, а главным критерием подбора кадров является личная преданность, породила коррупцию, перед которой меркнут даже "лихие 90-е".
Восстановилось, по определению Василия Ключевского, "тяглое государство", с резким делением на "податных" и "служилых" и неоспоримом преимуществе последних. В любом райцентре самые влиятельные и, главное, богатые люди - не предприниматели, а глава администрации, начальник полиции и прокурор.
Поведение Дмитрия Медведева и Владимира Путина в связи с "проблемой-2012" перешло грань, за которой начинается явное неуважение к обществу. Члены "тандема" фактически заявляют всем: политика - не ваше дело, кто надо, тот и будет президентом, в свое время, как выражались советские номенклатурщики, "до вас доведут".
Политбюро ЦК КПСС, по крайней мере, состояло из 10-12 человек. Сегодня политическое будущее страны решают между собой "два старых знакомых с одной группой крови".
Постоянно клянясь словом "стабильность", Владимир Путин, на самом деле, подвел под государство мину. В российской политической системе отсутствует клапан для выпускания пара в виде возможности легко и безболезненно поменять власть на другую, в принципе, мало от нее отличающуюся. Между тем, ничего вечного не существует. Когда по какой-то причине возникнет серьезный кризис, или просто у народа иссякнет терпение, произойдет не смена власти, а смена режима, со всеми неприятными последствиями.
Но значит ли это, что "Россия при Путине вернулась в советскую эпоху"?
Что ни говорите, не было тогда оппозиционеров, летающих в Страсбург на заседания Европарламента, блоггеров, разоблачающих коррупцию, "несогласных", настаивающих на праве митинговать в определенное время в определенном месте, президента, хотя бы декларирующего, что свобода лучше, чем несвобода.
Невозможно представить себе, чтобы Брежнева, не говоря уж о Сталине, изобразили в виде героя комикса, и ничего бы за это не было.
Свобода критики правительства отсутствует на телевидении, но она есть в печатных изданиях, на FM-радиостанциях и, главное, в интернете.
По выражению "Независимой газеты", "мы не голые стоим на морозе, просто ботинки жмут".
http://gospravo.mirtesen.ru/blog/
Комментарии