Оглавление лекции Роготнева: Мессианское сознание в России

На модерации Отложенный

Краткое содержание лекции кандидата филологических наук И. Ю. Роготнева:

Мессианское сознание в России и коммунизм.

(0:0)Определения.

Русский коммунизм, это рационализация и институализация русского мессианства. Русское мессианство до коммунизма было и это основная тема лекции.

Мессианство – несение некой роли спасения человечества. Это характерно для аврамических религий: Иудаизма, Христианства, Ислама. Все они признают один Абсолют и для них характерна идея Мессии.

Мессианство берёт начало от иудеев, которым Бог открывается в большей полноте и поэтому с них и спрос больше. В этом Дух мессианства. В конце времен явится Мессия и спасёт. У христиан Мессия уже сошёл, но и ещё придёт.

(11:00) Мессианство: имеет цель – спасение человечества и мистично. Можно говорить о мессианском сознании, проникающем в русскую культуру. Метод изучения русского мессианства выработан русской религиозной философией, эмигрантами начала 20-го века (Бердяев). Формулировки мессианского сознания:

  1. Русская идея.
  2. Русская классика.
  3. Русская революция.

+ Русский коммунизм, как практика.

  1. (15:30)Русская идея.

- Особое слово (Достоевский). «Русская идея» Бердяева:

- Божий замысел о России.

- Народное знание.

- Интеллигентские искания.

Выводы Бердяева:

Все русские интеллигенты:

- анархисты: недоверие государству

- нигилисты: недоверие культуре

- апокалиптики: важны Божья воля и царство, земной мир – второе.

Русский народ – странник.

  1. (23:30)Русская классика.

В основном литература. Общество построено на единстве этико-эстетического идеала. Светская святость.

Церковь легитимировала Власть, но русская власть попыталась заменить церковь литературой.

Просматриваются три важных периода в литературе:

1. Пушкин – Блок.

2. Советская, затухание.

3. Гной, тлен современности.

  1. (28:20)Русская революция.

Вся русская жизнь беременна революцией. Радищев, кружки, народники, большевизм, меньшевизм. Огромная традиция, полемика, мысль

 

(31:35)Истоки мессианского сознания.

Мы, русские, вошли в цивилизацию Византии.

Византия, восточно – христианская цивилизация, основные черты:

- Высокая терпимость.

- Соборность, единство множества православных церквей.

- Восхождение к Богу (Обожение).

Русские восприняли Византийский Дух, но не догмы.

1453 год, падение Константинополя, рождение русского мессианства.

Инок Филофей: «Два Рима пали, третий стоит и четвёртому не бывать».

Иван Грозный создаёт Державу – Третий Рим. Москва – центр духовности, Новый Иерусалим.

Русские становятся наследниками Византийской цивилизации и поэтому ответственными за Православие, то есть мессианами в новую эпоху. Мессианство выражается в возведении креста над Святой Софией.

(43:15)При царе Алексее Михайловиче случился «Раскол», русский вариант реформации церкви. Источником его был «Кружок ревнителей древнего благочестия», который изучал древнегреческое Православное наследие.

Патриарх Никон стал проводить изученное в жизнь. Знаковые фигуры раскола:

         Патриарх Никон и Протопоп Аввакум (старообрядец).

         Царь Алексей Михайлович и боярыня Морозова (старообрядец).

         Старец Капитон.

В старообрядничестве формируются ряд групп: Духоборы, Хлысты, Скопцы, Бегуны и другие. Эти движения пронизаны Духом мессианства.

(52:40)Петр Великий – революционер на троне. Поход на Запад. Устранение церковного верховенства. Примирение со старообрядцами. Феофан Протокович – идеолог Петра, создавал культ Петра. Новый Иерусалим был ослаблен. Третий Рим становится светским.

Ломоносов пытался вписать культ Петра в русское мессианство.

Достоевский: проект Петра – незавершённый проект, так как цель проекта Константинополь – столица России.

А.Н.Толстой выделяет три эпохи:

- Иван Грозный

- Петр Великий

- Сталин.

В этих эпохах осуществлялся прорыв в Мессианство.

(1:06) Русское мессианство – ровесник Модерна.

Ещё прошёл раскол русского общества по столицам: Москва – Петербург. Петербург – это Европа и здесь нет мессианства.

Появляется интеллигенция. Первый интеллигент – Радищев. Новое отношение к народу, как к чему-то высокому, на которое надо работать.

Князь Щербаков, критика Петра: разврат нравов, дворяне – нет чувства ответственности за страну, у бояр – есть.

Пушкин. «Цыгане» - красота архаики. «Борис Годунов» - отделение власти от народа. «Маленькие трагедии» - критика Модерна. «Моцарт и Сальери»: правда Моцарта есть победа Добра и Правды.

Провокация Чаадаева о ничтожестве России породила западников и славянофилов.

Мыслящая Россия: западники (Белинский, Герцен,   ), славянофилы (Аксаков,   ) и властный официоз.

(1:26) 1848 год, революция в Европе, реакция в России. Придавлены и западники и славянофилы. Александр второй – оттепель, возрождение западников и славянофилов.

Западники организуются, как демократы ( ) и либералы ( ). Славянофилы – почвенники ( ) и консерваторы ( ). У либералов нет мессианства, у остальных – есть.

Тютчев: русский народ – коллективный Христос. Некрасов показывает высокий Дух русского народа.

Николай Фёдоров – русский Маркс, провозглашает построение царства Божьего на земле, найдя силу, которая может это сделать.

Ленин пытался совместить мессианское начало русского народа с марксизмом. Он вёл диалог с народниками и создал Рабоче-крестьянскую партию (РКП).

 

(1:48) Основные темы русского мессианства:

- Народ Богоносец.

- Конфликт между Империей и Странничеством.

- Два мира Москва – Петербург.

- Отрицание Модерна. Либерализм – антирусскость.

- Сопряжение нравственности и правды.

- Просвещение – возвышение человека. Обожение.

- Диалог Революции и Почвы.

 

(1:53:30) Ответы на вопросы.

………………………………

Русская революция – взрыв мессианства.

……………………………….