За что Иона Якира наградил Гинденбург, а Сталин расстрелял

 


Иона Якир

Иона Якир

В сентябре 1936-го приглашенные западные генералы были поражены учениями в Киевском военном округе, которым тогда командовал Якир. Впервые в мире вглубь расположения противника был выброшен воздушный десант и боевая техника. Это была сенсация в военном деле!

 

КОМАНДИР КИТАЙЦЕВ
Папа, зажиточный кишиневский аптекарь, назвал своего сына в честь пророка Ионы, предвестившего великие Христовы завоевания. Окончив реальное училище, Иона поступил в Базельский университет, однако начавшаяся вскоре Первая мировая война заставила его вернуться и продолжить учебу в Харьковском технологическом университете.
Спустя пару лет Якир вступает в РСДРП и с головой окунается в революцию. «Сугубо цивильная сосиска», как шутя называл себя будущий полководец, организовал в Тирасполе небольшой боевой отряд, окрестив его «Особой армией по борьбе с румынской олигархией».
В 22 года возглавив мобильные красногвардейские отряды, прошел с боями через всю Украину аж до Воронежа, где в сентябре 1918 года был назначен комиссаром так называемой Южной завесы, а уже в октябре — членом реввоенсовета 8-й армии. За особые заслуги по приказу Ленина Якир награждается только что учрежденным орденом Красного Знамени с порядковым номером 2 (первый получил Василий Блюхер).
В своих воспоминаниях, опубликованных спустя десять лет после гражданской войны, Якир с литературным блеском описал картину превращения разрозненных отрядов в регулярную Красную Армию. Вспоминал, как пришлось командовать первым китайским батальоном. Однажды к его штабу прибыли 450 китайцев. После того, как румыны по подозрению в шпионаже расстреляли трех китайцев, их бригады, работавшие в тылу фронта на лесной порубке, озлились на румын и пришли к нам, вспоминал Якир. «Голые они были, голодные. Мы их обули, одели, вооружили. Смотришь — не батальон, а игрушка. И будущее показало: они стали прекрасными солдатами!»
Якир также описал почти не освещенный в исторической литературе легендарный переход под его командованием Южной группы войск осенью 1919 года из района Николаева под Киев.
Иона Якир — объективный свидетель прошедших событий — честно признавался, что наряду с героизмом и успехами в руководимых им войсках, в частности, в 45-й дивизии, «были временами слабость дисциплины, некоторый анархизм...»
ОБЛАСКАННЫЙ ВОЖДЯМИ
Троцкий еще дважды награждал  Якира орденом Красного Знамени. С апреля 1921 года он командует войсками Крымского, а затем Киевского военного районов, в 1924 возглавил Главное управление Военно-учебных заведений РККА, потом командовал Вооруженными силами Украины в Крыму, позднее — Киевского военного округа.
В 1928 году Сталин направляет на стажировку в академию германского генштаба группу военачальников, и среди них Якира. Любопытно, что на его блестящие полководческие таланты особое внимание обратил тогдашний президент Германии, фельдмаршал Пауль фон Гинденбург. В знак уважения он вручил ему книгу своего учителя Альфреда фон Шлиффена «Каны» с собственноручной надписью: «На память Якиру — одному из самых талантливых военачальников современности».
Сталин тоже обласкал Якира сразу поле его возвращения домой, присвоив ему звание командарма 1-го ранга, выдвинув кандидатом в члены ЦК ВКП(б). Однако европейский лоск, образованность и доблестные успехи Якира вызывали у сталинских соратников — Ворошилова и Буденного неприязнь.

А в 1937-м Иона Эммануилович был переброшен на должность командующего Ленинградским военным округом. Вскоре после этого его вызвали в Москву и арестовали.
Лишь спустя почти четверть века на XXII съезде КПСС, осудившем сталинские репрессии, стало известно, что приговоренный к расстрелу командарм 1-го ранга Иона Якир в записке, отправленной Сталину, писал: «Я честен каждым своим словом, я умру со словами любви к Вам, к партии и стране, с безграничной верой в победу коммунизма». Вождь написал на этой предсмертной мольбе: «Подлец и проститутка». Рядом льстивое добавление Ворошилова: «Совершенно точное определение». Под этой оценкой поставил свою подпись и Вячеслав Молотов, а Лазарь Каганович приписал: «Предателю, сволочи и б... одна кара — смертная казнь». Такие вот чувства по отношению к этому крупному полководцу Страны Советов обнаружили кремлевские вожди.
Рассказывают, будто за миг до выстрела лубянского палача Якир крикнул: «Да здравствует товарищ Сталин!»
ЧЕЛОВЕК СВОЕЙ ЭПОХИ
Некоторые страницы бурной деятельности Ионы Якира все еще покрыты мраком неизвестности. К примеру, как мог молодой полководец возглавить массовые репрессии против взбунтовавшихся казачьих станиц на Дону? И поныне его пытаются обвинять в гибели Григория Котовского, кавалерийская бригада которого входила в состав 45-й якировской дивизии. Есть еще белые пятна и в партийной карьере Ионы Эммануиловича, судя по всему, строившейся на костях своих однопартийцев. Так, на пресловутом февральско-мартовском пленуме (1937 г.) ЦК ВКП(б) он, будучи членом Центрального Комитета, при обсуждении вопроса о Бухарине и Рыкове выступил «за исключение, предание суду и расстрел».
Якир был человеком своей эпохи. Рубить по приказу шашками десятки тысяч людей было привычным делом. Стало быть, фанатизм, ожесточенность, беспощадность к классовым врагам являлись тогда нормальным явлением.
Полвека назад командарм 1-го ранга Иона Якир был реабилитирован. Словно бы в оправдание в Киеве его именем назвали улицу (бывшую Новоовручскую) — это в Шевченковском районе. Недавно я спрашивал молодых людей, проходивших по этой улице, в честь кого она названа? Одни в ответ пожимали плечами, другие убеждали, будто здесь раньше якоря делали, поэтому улица так и называется...
РОДИТЬ СЫНА...
Петр Якир появился на свет в 1923 году в Киеве. Когда отца расстреляли, подросток был арестован по обвинению в «организации конной банды» и отправлен в колонию для малолетних преступников. Петр Якир стал известным диссидентом. В 1972-м его арестовали, под угрозой ареста дочери он стал сотрудничать со следствием. На суде признал себя виновным в «антисоветской агитации» и раскаялся в своей «антигосударственной деятельности». В 1982 году, после отсидки и ссылки умер в Москве в результате несчастного случая.
ПОСТРОИТЬ ДОМ...
Здание нынешнего секретариата президента на Банковой сперва предназначалось для штаба Киевского военного округа. В конце 1930 годов два старых штабных корпуса были объединены и надстроены согласно замыслу архитектора Сергея Григорьева. Он проектировал обновленный штаб четырехэтажным. Но, по рассказу зодчего Бориса Жежерина, который участвовал в разработке фасада, такая скромная высота возмутила главного заказчика — командующего округом Иону Якира. Тот потребовал, чтобы штаб был не ниже здания НКВД (нынешний Кабмин). И авторам пришлось лихорадочно переделывать проект.