Евразийство и путинизм
Сейчас только слепой не видит: России грозит радикальная азиатизация, она в начале XXI века гораздо реальнее, чем во времена монгольского ига. Происходит ползучее «замещение населения», явно покровительствуемое правящим режимом. И под этот процесс уже выстроено идеологическое обоснование – евразийство .
Часто можно услышать, что «классическое» евразийство 1920-х годов – это совсем не то, что ордынство Дугина или Шевченко, что первое за второе не в ответе. Да, наверное, Н.С. Трубецкой и П.Н. Савицкий, доживи они до наших дней, не были бы в восторге от путинской национальной (и, в частности, миграционной) политики; да они и вообразить себе подобной ситуации не могли в ту пору, когда создавали своё учение. Но всё же… Нельзя не заметить, что практически все важнейшие пункты ордынской программы могут быть обоснованы цитатами из «классиков».
Скажем, концепция «россиянства» прямо вытекает не только из теории и практики советской национальной политики, но и из рекомендаций столпов старого евразийства, к упомянутой выше политике относившихся весьма положительно. Вот что писал Н.С. Трубецкой в своей программной работе «Общеевразийский национализм»:
«... национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской Империей, а теперь называется СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонародная нация и в качестве таковой обладающая своим национализмом.
Эту нацию мы называем евразийской, ее территорию – Евразией, ее национализм – евразийством .< ... >
В применении к Евразии это значит, что национализм каждого отдельного народа Евразии (современного СССР) должен комбинироваться с национализмом общеевразийским, т.е. евразийством. Каждый гражданин евразийского государства должен сознавать не только то, что он принадлежит к такому-то народу (или к такой-то разновидности такого-то народа), но и то, что самый этот народ принадлежит к евразийской нации. И национальная гордость этого гражданина должна находить удовлетворение как в том, так и в другом сознании. Сообразно с этим должен строиться национализм каждого из этих народов: общеевразийский национализм должен явиться как бы расширением национализма каждого из народов Евразии, неким слиянием всех этих частных национализмов воедино» .
«Евразийская нация» - совершеннейший аналог как советского, так и российского «многонациональных народов». Только упоминание в настоящем времени СССР и слово «национализм», на которое в 20-е годы ещё не было наложено табу, сигнализируют нам, что автор текста - не какой-нибудь нынешний кремлёвский трубадур.
Истоки современных бесконечных мантр о необходимости пропаганды на государственном уровне «дружбы народов» и «межнациональной толерантности» тоже легко просматриваются в указанной работе, причём предложения там содержатся куда более радикальные:
« Для того, чтобы общеевразийский национализм мог успешно выполнить свою роль фактора, объединяющего евразийское государство, необходимо, соответственно, перевоспитать самосознание народов Евразии. С точки зрения единства многонародной евразийской нации надо пересмотреть целый ряд наук и построить новые научные системы в замену старых, обветшавших.В частности, с этой точки зрения совершенно по-новому приходится строить историю народов Евразии, в том числе и русского народа...».
Ну и естественно, главный объект как советской и «россиянской», так и евразийской перековки – русские:
«Во всей этой работе по перевоспитанию национального самосознания с установкой на симфоническое (хоровое) единство многонародной нации Евразии русскому народу, быть может, приходится напрягать свои силы более, чем какому бы то ни было другому народу Евразии. Ибо, во-первых, ему более чем другим придется бороться со старыми установками и точками зрения, строившими русское национальное самосознание вне реального контекста евразийского мира и отрывавшими прошлое русского народа от общей перспективы истории Евразии. А во-вторых, русский народ, который до революции был единственным господином всей территории России-Евразии, а теперь является первым (по численности и по значению) среди евразийских народов, естественно должен подавать пример другим».
Конечно же, главной опасностью для «Евразии» как ордынцам, так и Трубецкому видится русский национализм:
«…перемена роли русского народа в государстве ставит перед русским национальным самосознанием ряд проблем. Прежде самый крайний русский националист все же был патриотом. Теперь же то государство, в котором живет русский народ, уже не является исключительной его собственностью, исключительный русский национализм оказывается нарушающим равновесие составных частей государства и, следовательно, ведет к разрушению государственного единства. Чрезмерное повышение русского национального самолюбия способно восстановить против русского народа все прочие народы в государстве, т.е. обособить русский народ от других.
Если прежде даже крайнее русское национальное самолюбие было фактором, на который государство могло опираться, то теперь это же самолюбие, повысившись до известного предела , может оказаться фактором антигосударственным, не созидающим, а разлагающим государственное единство. При теперешней роли русского народа в государстве крайний русский национализм может привести к русскому сепаратизму, что прежде было бы немыслимо. Крайний националист, желающий во что бы то ни стало, чтобы русский народ был единственным хозяином у себя в государстве и чтобы самое это государство принадлежало на правах полной и нераздельной собственности одному русскому народу - такой националист при современных условиях должен примириться с тем, чтобы от его “России” отпали все “окраины”, т.е. чтобы границы этой “России” совпали приблизительно с границами сплошного великорусского населения в пределах доуральской России: только в таких суженных географических пределах эта радикально-националистическая мечта и осуществима. Таким образом, в настоящее время крайний русский националист оказывается с государственной точки зрения сепаратистом и самостийником - совершенно таким же, как всякие украинские, грузинские, азербайджанские и т.д. националисты-сепаратисты».
Не правда ли, знакомая риторика? Современные русские националисты слышат её от оппонентов чуть ли не ежедневно.
Кто-то может возразить, что это частное мнение Трубецкого, а не евразийства как целого. Но, во-первых, что такое евразийство без Трубецкого, наиглавнейшего (наряду с Савицким) его теоретика? А во-вторых, в программных коллективных документах движения мы видим, в сущности, те же тезисы, только в более мягких формулировках и с утешительными для русских, но весьма туманными оговорками.
Вот, например, как трактуется национальный вопрос в тексте-манифесте «Евразийство (Формулировка 1927 г.)»:
«1. В национальном вопросе Евразийцы стоят на основе осуществления братства народов в пределах России-Евразии. Средством для осуществления такого братства Евразийцы признают нынешний федеративный строй СССР при обязательном устранении коммунистического гнета, который тяготеет ныне на этом строе, препятствуя полному выявлению национальных своеобразий отдельных народов России-Евразии. Коммунизм не соответствует духу этих народов. Закрепляя в поставленных конституцией СССР и административной практикой пределах возможности политического и языкового самоопределения этих народов , евразийцы считают необходимым обеспечить этим народам свободу духовного самоопределения также на религиозной и лично-хозяйственной основе.
2. В частности, евразийцы считают необходимым распространить права автономии на народы и своеобразные и в бытовом и историческом отношении группы (качество), до сих пор не получившие таких прав. При этом должны быть охранены права национальных и бытовых меньшинств. Надлежит подчеркнуть, что начала федерации и автономии Евразийцы отстаивают в советском, а не европейском их понимании».
А что по русскому вопросу?
«4. Необходимо существующий в настоящее время в СССР строй, проникнутый началами интернационализма и коммунизма, преобразовать в наднациональный строй на национальной основе. Обязательным условием такого перерождения является предоставление русскому народу возможностей государственно-оформленного национального самосознания и строительства национального государства, возможностей, которых он фактически лишен в настоящее время .
5. Однако национальным самоопределением не ограничивается роль русского народа в строительстве России-Евразии. Именно русская культура, пополняемая элементами культур других народов Евразии, должна стать базою наднациональной (евразийской) культуры, которая служила бы потребностям всех народов России-Евразии, не стесняя их национальных своеобразий . Евразийцы ставят своей задачей положительные мероприятия, содействующие развитию русской культуры в ее наднациональных функциях и чуждые в то же время какого бы то ни было оттенка ограничения и стеснения других национальных культур».
Вроде бы и русским обещана государственность, но тщетно было бы искать в евразийских текстах, в какой форме и в каких пределах должно было бы существовать русское национальное государство в рамках «федеративного строя СССР», пусть и избавленного от «коммунистического гнёта». Это остаётся евразийской тайной. При том, что права всех «националов» описаны чётко и ясно: в рамках конституции СССР .
Ну а будущее русской культуры (которую евразийцы собирались радикально избавить от наследия культуры императорской России как «подражательной»), «пополненной» великими достижениями татарского, башкирского, чукотского и т.д. гения, в качестве «базы» евразийской культуры вызывает, конечно, сугубый оптимизм.
А главное, это идеология, вполне адекватная национальной политике современной РФ, с неизбывной тоской её лидеров по понятию «советский народ», которому «евразийская нация» вполне конгениальна, особенно в том, что касается инструментальной роли русских в стране, ими же и созданной.
Сергей Сергеев
Комментарии
Как нельзя в птичьем дворе сделать единую пернатую общность, так тщетны и бессмысленны потуги вытравить из людского сознания их родовую генетическую память.
В 1917-м "специалисты" уже проводили три четверти века такой эксперимент, закончившийся крахом, но, видно, битому неймётся, хотя ясно - результат будет негативный, а последствия ещё более неприглядные.
Пора забыть и отбросить имперские, то бишь "евразийские" устремления, нужно восстановить расколотую на три части большевиками Русь и строить в ней жизнь по-русски для русского, а не российского народа.