В России эксплуатируется около 1 млн железнодорожных вагонов. В 2003 году железнодорожной монополии принадлежало 78% парка грузовых вагонов. Сегодня доля РЖД сократилась до 41%. Еще пара лет – и она упадет ниже 30%. Такова стратегия реформы отрасли. В руках государства должна остаться инфраструктура, а подвижной состав перейдет по большей части в руки новых собственников. Кто заполучил наследство Витте, Дзержинского и Аксененко? Slon составил рейтинг хозяев частных вагонов.
Количество вагонов указано исходя из «Рейтинга операторов подвижного состава железных дорог России», подготовленного Deloitte Touche Tohmatsu и агентством Infra News. Приняты также во внимание изменения, произошедшие с момента публикации рейтинга. Учтено количество вагонов, находящихся в собственности и лизинге операторов. Оценка стоимости подвижного парка указана исходя из средней цены вагонов в последних крупных сделках на рынке.
48 000 вагонов (5% подвижного состава России)
Ориентировочная стоимость – $1,9 млрд
Мишин, Константин Николаев, Андрей Филатов вместе с менеджментом владеют контрольным пакетом акций компании Global Trans, которой принадлежит около 5% железнодорожных вагонов в России, это второй в стране по количеству частных вагонов парк. Global Trans – публичная компания, ее акции торгуются на бирже в Лондоне. Капитализация – $3,36 млрд.
История создания
Когда-то Мишин, Николаев и Филатов были младшими партнерами владельца «Северстали» Алексея Мордашова. Бизнес начинался с транспортировки грузов в интересах металлургического комбината. Однако затем, используя инвестиции Мордашова, партнеры выстроили целую транспортную империю, носившую тогда название «Северстальтранс». Помимо железнодорожного бизнеса «Северстальтранс» также взяла под контроль несколько крупных портов в России и Прибалтике. В 2007 году Мордашов продал младшим партнерам свою долю. Те реструктурировали компанию, выделили из нее железнодорожный дивизион, который получил название Global Trans, и в 2008 году провели IPO этой компании в Лондоне.
40 000 вагонов (4% подвижного состава России)
Ориентировочная стоимость – $1,6 млрд
Братья Аминовы контролируют компанию «Нефтетранссервис». Это второй в России железнодорожный оператор по количеству вагонов в управлении (около 71 000) и третий – по количеству собственных. Стоимость собственного парка вагонов составляет около $1,6 млрд.
История создания
Вячеслав Аминов, старший из братьев, стал широко известен в 1999 году, когда был арестован, а позже предстал перед судом по обвинению в попытке дать взятку генералу ФСБ. В то время Аминов числился помощником главы президентской администрации Александра Волошина. По итогам судебного разбирательства Аминов был приговорен к условному сроку. Что, впрочем, не помешало ему активно заниматься бизнесом.
В числе прочего Аминов вместе с братом в 2006 году создал компанию «Нефтетранссервис», в совет директоров которой оба они входят до сих пор.
Железнодорожный бизнес Аминовых начался с перевозок в интересах государственного «Транснефтепродукта». Затем у «Нефтетранссервиса» появился другой крупный клиент – компания «Русснефть», которую на тот момент контролировал Олег Дерипаска. Когда «Русснефть» вернулась к Михаилу Гуцериеву, «Нефтетранссервису» пришлось уйти. Однако бизнес к тому времени уже встал на ноги, и компания Аминовых смогла пробиться в число перевозчиков крупнейших нефтяных компаний. На первые роли в отрасли «Нефтетранссервис» вышел в 2010 году, когда приобрел на аукционах РЖД 20 000 вагонов. В 2012 году бизнес братьев Аминовых вырос за счет покупки 12 000 вагонов у транспортной группы FESCO.
29 000 вагонов (3% подвижного состава России)
Ориентировочная стоимость – $1,2 млрд
Геннадий Тимченко, самый состоятельный из «путинской» волны миллиардеров, является основным владельцем компании «Трансойл». Эта компания владеет парком из 29 000 собственных вагонов. Их стоимость может достигать $1,2 млрд.
История создания
Бизнес «Трансойла» начинался с перевозок нефтепродуктов с Киришского НПЗ (принадлежит «Сургутнефтегазу») в морские порты стран Балтии. В дальнейшем география деятельности компании серьезно расширилась, однако специализация сохранилась – компания Тимченко возит нефтеналивные грузы.
В конце 2011 года «Трансойл» подала заявку на участие в конкурсе по продаже 75% акций «Первой грузовой компании». Однако в последний момент компания Тимченко неожиданно отказалась от участия в борьбе за ПГК. Возможно, Геннадий Тимченко попросту пожалел денег. А может быть, Владимир Лисин обещал своему несостоявшемуся конкуренту щедрые отступные. По крайней мере, уже в этом году ПГК, перешедшая под контроль Владимира Лисина, уступила «Трансойлу» 10 000 цистерн из своего парка. Сделка завершилась на прошлой неделе.
Далее: Сергей Гущин и Сергей Смыслов
23 000 вагонов (2% подвижного состава России)
Ориентировочная стоимость – $0,9 млрд
Смыслов и Гущин являются основными владельцами группы Rail Garant, в состав которой входят несколько специализированных железнодорожных операторов. Основу подвижного состава Rail Garant составляют полувагоны. Компания также владеет нефтеналивными цистернами, цементовозами, автовозами, трубовозами и другими специализированными вагонами. Общая их стоимость оценивается чуть менее $1 млрд.
История создания
Гущин и Смыслов занимаются железнодорожными перевозками еще с 90-ых. В 1998 году они основали компанию «Трансгарант», которая к середине 2000-х стала одним из крупнейших частных железнодорожных операторов. В 2005 году предприниматели продали свою компанию Сергею Генералову.
Получив в обмен на проданный актив 12% принадлежавшей Генералову компании FECSO, Гущин и Смыслов некоторое время занимались его железнодорожными бизнесом. Однако затем вновь ушли на «вольные хлеба». Консолидировав активы, оставшиеся у них после продажи «Трансгаранта», и скупая с рынка вагоны, партнеры сумели выстроить новый транспортный холдинг.
Комментарии
"Обвиняется раб божий Ванька-косой за то что глядел подозрительно на мерседес господина Путенславича . Приговор: сечь розгами нещадно, в Сибирь, на 25 лет."