Гора оружия. Почему вопрос легализации короткостволов поднят сейчас
Александр Горбенко
По вопросу легализации короткоствольного оружия в России есть разные мнения. К высказанному уважаемыми Анатолием Александровичем Вассерманом, Виктором Мараховским и Дмитрием Лекухом могу добавить свои неоднозначные доводы, которые будут скорее доводами «за» -- при моём личном мнении «против». Поскольку я догадываюсь о реальных причинах доклада в Совете Федерации, постараюсь их изложить, чтобы позиция сторонников легализации не страдала мнимой заботой о самозащите.
На мой взгляд, главным доводом для такого решения будет являться не самозащита граждан (о которой говорил уважаемый сенатор), а соображения экономические. Не секрет, что отечественные производители стрелкового оружия в достаточной степени насытили своей продукцией силовые ведомства и Вооруженные силы страны на многие годы вперёд. Такие крупнейшие производства, как ТОЗ, ЗиД и ИЖМАШ испытывают экономические трудности -- по той простой причине, что масштабы этих предприятий не соответствуют текущим объёмам востребованной продукции.
Это достаточно серьёзная проблема, которая имеет отношение к сохранению оружейной отрасли промышленности. И здесь попытка найти сбытовую нишу для их продукции упирается в насыщенный рынок гражданского и охотничьего оружия – все, кто имеет охотничий билет, оружием уже обладают. А существенно увеличить категорию граждан, желающих приобрести оружие, можно только разрешив им покупать что-то помимо «Сайги».
Для Вооружённых сил и силовых ведомств закупки стрелкового оружия проходят. В основном это различные образцы узкоспециализированного оружия (снайперского, бесшумного, и др.) и образцы, которые идут на смену ранним модификациям (например, пулемёт «Печенег», который имеет много существенных улучшений по сравнению с ПКМ, развитием которого и является). Но объёмы этих поставок несоизмеримы с потенциалом производственной базы. Они не позволяют загрузить заводы в том объёме, на который они рассчитаны.
Экспортные поставки тоже не являются выходом из этого положения. На внешнем военном рынке очень серьёзная конкуренция. Да, высокое боевое и эксплуатационное качество отечественного стрелкового оружия является признанным во всём мире, не исключая обе Америки. Благодаря этому оно востребовано везде, где нет государственной протекции собственной продукции и где оружие нужно не только для парадов. Однако оно выпускается (с некоторыми отличиями от произведённого у нас) во многих странах.
В качестве примера можно привести частные военизированные организации, которые зачастую используются вместо регулярных армий для решения задач в различных точках мира. Их личный состав в основном представлен бывшими военными западных армий. Только в выборе вооружения и снаряжения они ограничены лишь соображениями их боевых качеств. Вот и закупают они АК, ПКМ и РПГ-7… произведённые в Болгарии, Польше, ЮАР и даже США. Лицензии на производство автомата Калашникова, выданные в своё время 18 странам, по большей части закончились. Но модели с небольшими изменениями носят другие названия и формально являются собственными разработками.
Да, отечественное стрелковое оружие не остановилось на образцах, созданных в прошлом веке. Даже автомат Калашникова последних серий (сотая, двухсотая серия и недавно продемонстрированный АК-12) – это совсем не тот автомат, который появился после войны. А кроме него -- существуют и другие образцы, зачастую не менее интересные, например, ижмашевский АН-94 и ковровский АЕК-971. Однако они, как и последние серии Калашникова, не нужны в большом количестве отечественным силовым структурам. И дело совсем не в том, что любые новшества не могут радикально улучшить характеристики автоматического стрелкового оружия – разве только немного. Дело в том, что количество выпущенного и находящегося на хранении оружия вполне достаточно для любого мобилизационного периода, не говоря о текущих потребностях.
Есть мнение, что стимулирование столь важной отрасли (оружейные предприятия являются градообразующими) требует такой меры, как распродажа по низкой цене со складов ранее выпущенного оружия и замены его новым, действительно имеющим некоторые преимущества. Но у такого подхода есть и изъяны. Во-первых, международный рынок и так до предела насыщен этими же самыми образцами, распродаваемыми со складов огромного количества государств. Во-вторых, для перевооружения гораздо большее значение имеет не стрелковое оружие, которое при всех улучшениях не может радикально увеличить боеспособность ВС, а более сложная и современная техника. Скажем, чтобы увеличить эффективность огня стрелка, вооружённого автоматом, гораздо полезнее не поменять его автомат, а закупить к этому автомату оптику.
Довод о том, что АК-74, остающийся самым массовым оружием, устарел, тоже не выдерживает критики. В качестве его недостатка чаще всего приводят большое рассеивание пуль при автоматическом огне – так называемую кучность. Да, по этому показателю АК-74 немного уступает западным образцам и последим отечественным. Да, такой вид спорта, как «практическая стрельба», стал весьма популярен в наших силовых ведомствах. Но давайте не сравнивать требования прикладных спортивных дисциплин и реального боя. В реальном бою случаев, когда противник наблюдается непосредственно, не так много, а когда наблюдается – практически всегда находится в движении. Чаще всего огонь ведётся на вспышку или в сторону противника. А здесь большую роль играет плотность огня, и некоторое рассеивание скорее увеличивает вероятность поражения. Для поражения неподвижного, наблюдаемого визуально противника опять-таки оптика будет полезней. А кучность одиночной стрельбы АК-74 вполне достаточна. Вот и выходит, что реальных причин для массовой замены стрелкового оружия нет.
Ну что же? -- остаётся увеличение сбыта на внутреннем гражданском рынке. Это решение начинает напрашиваться само собой, когда видишь, как отечественные производители уходят на заграничный частный оружейный рынок, переводя туда производство в отсутствие рынка у нас. История с новым пистолетом «Стриж» российской компании с западным названием «Arsenal Firearms» вполне отражает ситуацию. В России этот пистолет будет производиться малой серией в расчёте на небольшие заказы спецслужб и различных спецподразделений. Главное же производство будет развёрнуто в Австрии и Италии, с перспективой, конечно же, в Америке, где самый большой частный оружейный рынок в мире.
При взгляде на всё это идея разрешения короткоствольного оружия в России не может не показаться разумной. Тем не менее, я остаюсь противником такого решения. Повторять доводы против его легализации не считаю нужным, поскольку они достаточно полно изложены в статье Виктора Мараховского. Могу добавить только, что экономическая целесообразность не должна ставиться во главу угла в таком социально и даже культурно важном вопросе, несмотря на её очевидность и пользу для предприятий.
Комментарии
Комментарий удален модератором
А не появляется такой мысли, что в НАШЕЙ стране с ТАКИМИ "руководителями-лохотронщиками" может случиться такой вариант развития событий: сейчас для виду пообсуждают, потом примут Закон , потом сдыхают залежалый устаревший морально товар отечественному потребителю, а через какое-то время, под каким-то предлогом наша не очень народная и не очень умная Дума примет Закон о том, что наличие оружия отрицательно сказывается на воспитании подрастающего поколения , РПЦ подсуетится с очередным своим пакостным бредом и... всё то, что мы купим, на законном основании изымут безо всякого возвращения денежных средств покупателю короткоствола. А немного погодя найдется новый Бут, который будет продавать наши стволы где-нить в Буркина-Фасо )))))))))
Рассуждения о целесообразности "дать" или "не дать" право на оружие, которые приходится читать, немногим отличаются по сути от рассуждений на тему целесообразности жизни того или иного человека, быть ему на свободе или за решеткой, отправить на одни принудительные работы или другие, и т.д., - везде это может казаться весьма целесообразным. Окончательное решение во всех подобных вопросах определяется правом сильного на момент принятия решения, а вовсе не "демократией", какие бы иллюзии граждане ни испытывали.
Совсем недавно власть посчитала целесообразным отправить за решетку на 2 года девиц, которые заслуживали устного порицаний или, максимум, штрафа 1000 р. - и повернула "дышло" куда захотела.
И народ - "за", и экономика - только политиканы и их рабы против.
АК-74 правда был обвешанный и тюнингованный.
Даже при разрешении на продажу нам, населению оружия, эффекта от вооружённого отпора преступнику на практике не будет.При подлой, с подачи этого "руководства" страны правоприменительной практике, а они её менять похоже не собираются, я буду упрятан в тюрягу надолго.
Но на очереди будет очередной "лох" с приобретённым стволом, который не в теме о "подлянке" в правоприменительной практике и так далее.