Украина расколота, и сшить ее уже невозможно
На модерации
Отложенный
Политолог Ростислав Ищенко отвечает на вопросы "Полемики":
- Действительно ли так плох этот законопроект?
- Он, безусловно, несовершенен. Я не берусь определять, лучше он действующего закона или хуже, очевидно, что в нем есть положения, в частности, касающиеся средств массовой информации, которые значительно более четко и жестко прописывают защиту русского языка и языков национальных меньшинств в информационной сфере. С другой стороны, там есть положения, которые фактически аннигилируют то значение, которое придавалось русскому языку предыдущим законом как языку межнационального общения.
В этом законе он в таком смысле не упомянут, а упомянут как один из языков национальных меньшинств. Есть позитивные, есть негативные стороны, но с моей точки зрения, проблема не в законе, а в его выполнении. Действующий закон был очень неплохим, предоставлял, в том числе, и русскому языку большие возможности, но выполнение этого закона, подзаконные акты, которыми фактически регулируется общественная жизнь, аннигилировали его. Причем зачастую указы, постановления правительства, приказы министров были незаконными и антиконституционными, но на это никто не обращал внимания, они действовали и продолжают действовать. Поэтому
рассчитывать только на то, что мы примем хороший закон... Помните, у Иосифа Виссарионовича была самая демократичная в мире Конституция? И что это дало?
- Так что же, не стоило и «огород городить», рассматривая новый законопроект?
- На мой взгляд, все-таки стоило. Даже принятие этого несовершенного закона позволяло стартовать и дальше принимать или отменять определенные акты министерств и ведомств, принимать вместо них другие. Принятие нового закона позволяло в значительной степени улучшить положение, которое сложилось в информационной сфере.
Фактически он снимал квотирование телерадиокомпаний, фактически делал русский язык в информационной сфере равноправным с украинским. На государственной службе писать и даже общаться с посетителями обязаны по-украински, а большая часть чиновников посетителей в глаза не видит и между собой общается по-русски, поэтому здесь больших проблем не было. Проблема заключается в том, рассматривается ли этот закон, как я подозреваю, просто как разовый акт, при помощи которого можно привлечь к себе внимание избирателей и отыграть пару процентов в свою пользу, или как первый шаг для дальнейшего движения.
Если как первый шаг, то это очень позитивный момент. Если как разовый акт, то в таком случае действительно незачем было огород городить. У меня есть подозрения, что он рассматривается именно как разовый акт, потому что Колесниченко, выступая в Верховной Раде и обращаясь к оппонентам, говорил - то, что вы сейчас делаете, вы делаете против себя, потому что, проваливая этот закон, вы вынуждаете нас поставить вопрос о двуязычии, и вы добьетесь двуязычия. Фактически регионалы угрожают тем, что, если оппозиция не позволит принять паллиатив, то тогда они будут поступать жестче - ставить вопрос о двуязычии. В принципе, если бы они очень захотели, то и вопрос о двуязычии давно бы уже решили.
- Каким образом?
- Вынесли бы его просто на референдум. Более того, если использовать методу Ющенко, можно решать вопрос даже указом президента, потому что особый статус русского языка в Украине даже закреплен в Конституции. Поэтому, сославшись на свои обязанности как гаранта Конституции, издать указ, которым обязать дальше всю вертикаль власти действовать определенным образом, отменить определенные положения и принять другие, - это не проблема, Ющенко именно так и действовал.
- Как по-вашему, насколько справедливо бытующее в среде националистов утверждение, что с принятием закона о языках украинский язык и самоидентификация украинского народа будут уничтожены?
- Всегда, когда я слышу подобные утверждения (о гибели украинской нации - ред.), задаю вопрос: «Вот если я перед выборами выйду и скажу - дорогие друзья, я не буду сажать на огородах морковку, а буду сажать только репу, потому что сажающие морковку - это враги Украины, это принесет мне голоса избирателей? Кто хочет, сажайте морковку, кто хочет, сажайте репу.
Никто не сомневается в том, что швейцарцы - это швейцарцы, несмотря на то, что часть швейцарцев говорит по-немецки, часть по-французски, часть по-итальянски. Никто не сомневается в том, что австрийцы - это австрийцы, хотя они говорят по-немецки.
Поэтому я считаю, что в данном случае проблема «не будет украинского языка - не будет украинской нации» обслуживает определенную концепцию государственного и национального строительства. Это концепция, которая непосредственно связана с Галичиной. Она рассматривает украинскую нацию, как антироссийскую, и пытается именно такую нацию создать. Если мы реально посмотрим на тот конгломерат, который проживает в границах Украины, то его действительно можно рассматривать как складывающуюся, но не сложившуюся политическую нацию. Здесь живет многонациональное население, говорящее на разных языках, причем совершенно очевидно, что государствообразующими являются 2 группы населения - русскоязычные и украиноязычные.
- Возможно ли объединить эти две группы?
- Самое главное, что должны были бы сделать современные политики, - это обеспечить нормальное сосуществование разных этнических и языковых общин, которые постепенно сплавлялись бы в одну политическую нацию. Но возобладала концепция, которая утверждает, что украинская нация существует уже давно и существовала всегда.
Всех остальных, которые по-украински не говорят, а пользуются в основном русским языком, рассматривают либо как оккупантов, либо как несчастных людей, которые свой родной язык забыли, и пытаются им этот язык привить, хоть на самом деле ни эти люди, ни их предки на этом языке не говорили.
В связи с этим происходит естественный раскол, потому что даже большое количество русскоязычных людей, которые ни слова никогда не говорили по-украински, искренне считают, что если они живут в Украине, то украинский язык, которым они не владеют, должен быть государственным. Это политическое их решение, но оно не отрицает их внутреннего дискомфорта. Все равно они хотя бы подсознательно ощущают себя людьми второго сорта, потому что если государственный должен быть один, а они его не знают, то они неполноценны. Ментальный, политический и этнический раскол только возрастает, и фактически на сегодня на территории Украины стало складываться 2 нации - русские, проживающие в Украине, или «русские
украинцы» и «галицийские украинцы», и шанс слить их в один народ, в одну политическую нацию, уменьшается с каждым днем, и, как мне кажется, сегодня практически равен нулю.
Об этом свидетельствуют все голосования на выборах, когда 2 части Украины постоянно голосуют за своего, причем именно по тому, какую позицию он занимает в отношении языкового вопроса и в отношении политической ориентации украинского государства. Если человек говорит «я считаю, что украинский должен быть единственным государственным», это значит, что следующей его фразой будет «я считаю, что наше будущее в Европе, мы должны вступить в Евросоюз и в НАТО».
Если человек говорит, что государственных языков должно быть два, то в 99% случаев он скажет, что наше будущее в союзе с Россией, нужно вступить в Таможенный союз и т.д. И такие уже сложившиеся и устойчивые группы избирателей все больше и больше отделяются друг от друга. И не только по этническому, но и по конфессиональному вопросу (одни ходят к униатам и Филарету, другие ходят в Украинскую Православную церковь Московского патриархата), по языковому вопросу, по политическому, т.е. практически по всем ценностным ориентациям, и их соединить между собой уже практически невозможно.
Поэтому в последние годы вопрос раскола Украины и отделения или западных или восточных больших областей перешел с теоретического уровня и с уровня страшилок, которыми оперировали городские сумасшедшие, на уровень, который обсуждается не только в прессе или среди политологов, но и в быту. Люди, имеющие весьма косвенное отношение к политике, говорят - как было бы хорошо, если бы отделились 3 или даже 7 западных областей, как было бы спокойнее и лучше, и жили бы нормально. А там говорят - если бы мы отделились от Донбасса, Украина бы зажила и расцвела.
Когда такие мысли начинают рождаться на чисто бытовом уровне, это значит, что в стране практически произошел несшиваемый раскол. Этого не хотят понять регионалы, а их оппоненты вообще никогда не хотели понять.
- Что бы можно было посоветовать регионалам в этой ситуации?
- Даже если вы хотите когда-то в перспективе сохранить это государство, слить его воедино, сплавить в единую политическую нацию разнородные группы, сегодня вам надо опираться на «своих» избирателей и защищать их права, потому что только таким образом вы можете удержаться у власти. И нельзя ради горстки голосов избирателей реализовывать программу оппонентов! В таком случае те люди, которые голосовали за вас, начинают понимать, что в этой стране за кого ни проголосуешь, политика будет проводиться одна и та же. И тогда у них возникает уже не вопрос - «а нужны ли нам эти политики, и давайте мы их поменяем на других», а вопрос - «а нужна ли нам эта страна, и давайте поменяем ее на другую». В такой ситуации государство просто нежизнеспособно.
Известны данные социологов, которые были рассчитаны еще в начале середины XX века: для революционных потрясений достаточно, чтобы 10% граждан готовы были выйти на улицы и прибегнуть к насильственным мерам борьбы с властью. А если у вас в стране 40-60% недовольных политикой и позицией власти, то практически половина государства не
заинтересована в продолжении его существования. Здесь сшивайте - не сшивайте, какие законы ни принимайте, ровным счетом ничего не сделаете. Вам важно их заинтересовать. Причем я хотел бы подчеркнуть, что при принятии закона даже о двуязычии западные области, оппоненты действующей власти, конечно, громко кричали бы, возмущались,
устраивали истерику в прессе, проводили бы манифестации на улицах, но, тем не менее, это, по большому счету, государственности Украины не угрожало, потому что двуязычие на границы, суверенитет, герб, флаг и избрание парламента не посягает. Более того, оно не посягает даже на право украиноязычных граждан говорить на своем родном языке.
Оно просто избавляет всех остальных от навязывания какой-то одной этнической самоидентификации. Вы получили бы то, чего хотели, то есть, это в известной степени стабилизировало бы Юго-Восток, а другие не возбудились бы до такой степени, чтобы идти на раскол, потому что все равно это государство их родина, другой у них нет, и дальше можно было бы уже размышлять о каких-то последующих шагах. Каждый день, час, минута, секунда откладывания этих вопросов приводят к неизбежному расколу украинского государства.
Если партия, которая не защищает интересы большинства своих граждан, и даже наоборот, посягает на них, при этом регулярно заявляет о том, что ситуация вообще не имеет никакого отношения к реальным надеждам населения, это просто политические игры.
Комментарии
.
Ну и шо, шо и так говорим? Теперь и писать будэм!
Комментарий удален модератором
славяне -объединяйтесь , чтобы не пропасть поодиночке
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Так вот...и сейчас этой проблемы нет!!!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А ЛОТ вообще умницы, нравится мне их "незаангажованность". И хроника, и худфильмы - все в меру и без указаний в каком месте смеяться.
Ехала она на Украине в сельском автобусе..где-то на малой родине..Давно дело было . У пожилой женщины на коленях сидит негритенок..Ну сидит и сидит ..мы ж интернационалисты..
И вдруг ребенок говорит : Ба ..! Ну колыж мы поидэм до батька в Зимбабвэ ! ..
Автобус чуть не перевернулся от смеха..
А какую языковую карту представят нам сами украинцы.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
И я не уверен, что Московия по духу ближе к нашим истокам, чем Галичина
Комментарий удален модератором
Приезжаешь в Украину - чувствуешь себя более дома, чем на родине
Т о власть готова ко всему и спокойна...
Комментарий удален модератором