БИОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГНОЗЫ
На модерации
Отложенный
"Биосоциальные прогнозы" была впервые опубликованы в моем разделе в сетевом журнале "Самиздат" в 2000 г., а затем в виде главы в книге Кирилл Резников "Лукошко с трухой. Эссе по истории и культуре" (2002). Считаю, что ее материалы не устарели и сегодня.
Социобиология как критерий возможного
Социобиология обычно анализирует прошлое человека, его биосоциальную эволюцию. До сих пор эту науку всерьез не востребовали для анализа проблем современности и прогноза будущего. Размышления на эту темы, если будет суждено, выльются в статью или книгу. Сейчас изложу фрагмент, но принципиальный - идею о биологических истоках социализма и фашизма. Казалось бы, идеи социализма и фашизма не только развенчаны, но похоронены без надежды на воскрешение. Людям объяснили, что социализм Ленина-Сталина и фашизм Гитлера - Муссолини представляли случайный изгиб истории, сумасшедствие человечества и не могут повториться вновь. Распространено мнение, что "cвободное предпринимательство" и конкуренция наиболее соответствуют сущности человека и что человечеству следует ориентироваться на американскую модель капитализма.
На самом деле, в человечестве и человеке есть все. Есть желание конкурировать и возвыситься над другими, есть стремление помогать близким и рассчитывать на их помощь, есть желание мира и есть жажда войны. Я не склонен здесь морализировать, критиковать или хвалить идеологии, а хочу рассмотреть причины живучести "покойников", которые будут возрождаться вновь и вновь. Я использовал биосоциальные подходы для анализа существующих идеологий и, как мне кажется, получил определенные выводы. Выводы эти могут не нравиться, но имеем то, что имеем. Анализ был непредвзятый
Биологические корни социализма
Ключевым тут является признание роли группового отбора в эволюции человека. До 70-х годов не вызывало сомнений наличие двух уровней отбора: индивидуального и группового [1, 2]. Затем была высказана идея, что отбираются не организмы, а гены. Организмы - временные вместилища бессмертных генов, которые их используют, чтобы распространиться в ходе эволюции [3].
Эту антропоморфную гипотезу горячо поддержали либеральные профессора (их привлекла идея об эгоистичных генах в мире свободной конкуренции). Затем наступило отрезвление. Пришлось согласиться, что гены отбираются не сами по себе, а с помощью отбора их носителей - организмов. Отсюда было уже недалеко до заключения, что носителями генов могут быть не только организмы, но их группы; следовательно существует групповой отбор [4, 5]. Все вернулось на круги своя.
Итак, существует два вида отбора носителей генов: индивидуальный и групповой. Индивидуальный отбор заключается в конкуренции индивидуумов с целью получить максимальное количество потомков (распространить свои гены). Групповой отбор подразумевает кооперацию индивидуумов внутри группы, направленную на ее процветание, и конкуренцию между группами. Оба вида отбора одновременно существуют и взаимодействуют в популяциях животных и людей. Взаимодействия индивидуального и группового отборов определяют социальные взаимоотношения внутри человеческих сообществ.
Групповой отбор способствует развитию альтруистических форм поведения внутри (но не вне!) группы и ограничивает разрушительные для коллектива устремления индивидуумов. Индивидуальный отбор обуславливает неравенство и иерархию внутри группы. Баланс сил индивидуального и группового отбора создает предпосылки для социальных взаимоотношений, которые по-разному проявляются в зависимости от генетического состава сообщества, его культурных традиций, окружающей среды и уровня материального развития.
Генетически закрепленные механизмы группового отбора обуславливают направленность на упорядоченные, ограничивающие крайний индивидуализм, взаимоотношения в сообществе и поддержание слабых его членов. Очевидно, эти механизмы являются естественной основой для постоянного тяготения людей к созданию обществ социалистического типа. Тот же групповой отбор создает предпосылки для расовой неприязни и национальной конкуренции. С другой стороны, индивидуальный отбор закрепляет неравенство людей. Следовательно, индивидуальный отбор исключает создание коммунистического общества и направлен на формирование иерархии.
ВЫВОД. Реальный социализм ХХ века, осуществленный в виде советской, венгерской, югославской, китайской, кубинской моделей - это те формы социализма, на которые может рассчитывать человечество. Коммунизма не дано. Этот вывод, сходен с заключением, сделанным Александром Зиновьевым на основе применения законов логики [6]. В худшем случае, социализм может выродиться до террора, культурной революции или изуверских преступлений режима Пол Пота. Лучшие элементы социализма есть у скандинавов, были в Югославии (народные предприятия) и Венгрии (венгерские колхозы были эффективнее и благополучнее фермерских хозяйств Западной Европы). Сейчас США подрывает позиции социализма даже в союзных им странах, но в долговременном плане трудно пересилить природу людей.
Биологичность фашизма
Фашизм, как никакая другая идеология, использует генетически заложенные предпочтения и стереотипы поведения. Индивидуальный отбор приводит к иерархии в сообществе. Фашизм поощрял иерархию, ввел культ вождей и героев, создал рыцарские ордена, отверг эгалитаризм, практиковал позитивную и негативную евгенику.
Групповой отбор означает кооперацию внутри сообщества и конкуренцию между сообществами. Фашистское государство смягчало внутри-национальную конкуренцию корпоративными соглашениями и перераспределением средств. Одновременно межнациональная конкуренция подстегивалась пропагандой, законодательно, милитаризацией экономики и прямой агрессией.
Военное поражение привело к утрате обаяния фашизма, но утрата эта временная - фашизм слишком биологичен, чтобы умереть. Следует ожидать его рецидива в XXI веке.
Источники и примечания
[1] Wynne-Edwards V.C. Animal dispersion in relation to social behavior. Oliver and Boyd, Edinburgh: 1962.
[2] Maynard Smith, J. 1964. Group selection and kin selection. Nature, 201: 1145-1146.
[3] Dawkins R. The selfish gene. Oxford University Press, Oxford: 1976.
[4]Wynne-Edwards, V. C Evolution through group selection. Blackwell Scientific Publications. Oxford: 1986.
[5] Wilson D.S. and Sober E. 1994. Re-introducing group selection to the human behavioral sciences. Behavioral and Brain Sciences. 17: 585-654.
[6] Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. Центрполиграф, М.:2000.
Комментарии