Хочу свободы!

    Хочу свободы прямо сейчас и чтобы много, и чтобы полной, без "но", "если". А кто же её не хочет! Поднимите руки: кто не хочет свободы? Нет таких. А, есть один. Ты что, не хочешь свободы? Да нет, я просто не сейчас, я подожду, подумаю. Во! Видали граждане. Все хотят, не думают, а он, видите ли, умнее всех.

    А теперь серьёзно. Зададимся на первый взгляд простым вопросом: а нужна ли вообще человеку эта свобода? Да, свобода воли - ключ к решению вопроса о месте и роли человека в этой жизни. Но наивно полагать, что свобода ( а значит, и способность к несению полной меры ответственности за все свои действия) в равной мере присутствует у каждого из нас. Способен ли каждый человек вынести этот тяжёлый груз.

   В Священном Писании не однажды говорится о том, что человеку не дано увидеть лицо Бога: слишком слаб дух даже у Его пророков, чтобы выдержать это страшное испытание. Но если совесть - и в самом деле Его голос в душе каждого, то полное погружение в эту нравственную бездну может быть сопоставлено с попыткой взглянуть в прямо в Его глаза.

Не каждая психика может это выдержать.

   Пусть Бога для некоторых нет, но ведь должен тогда быть какой-то иной субстрат справедливости. Ведь и альтернативный источник нравственности должен иметь какую-то свою, принципиально отличную от налагаемых совестью, систему запретов. Если философия отнимает у человека Бога, то ответственность за его грехи она обязана взять на себя. Никакие ссылки на то, что эминация Бога вовсе не означает собой эминации совести, приниматься не могут.

    Таким образом, полная мера ответственности за свои действия на поверку предстоит столь тяжёлым грузом, что он оказывается вполне способным раздавить человека. Между тем именно ответственность - оборотная сторона свободы, и не способность человека нести полную её меру за всё вершимое им есть в то же время и его не готовность к полной свободе.