В мае 2012 года в средствах массовой информации появилась информация о том, что в российских вооруженных силах вводится новая интенсивная программа подготовки военнослужащих, которые проходят службу в сухопутных войсках. В народе эта программа получила название «курсы выживания», поскольку включает в себя комплексы специальных упражнений, направленных на преодоление страха, а также освоение методик самоконтроля и саморегуляции.
Программа длится шесть недель. Утверждена она была Главнокомандующим сухопутными войсками генерал-полковником Александром Постниковым, который уверен, что она поможет добавить в процесс подготовки военнослужащих определенный элемент разумного риска и внезапности.
По словам полковника Сергея Власова, в новый курс были заложены основы выживания, которые включают знания о способах выживания в различных климатических условиях, при различных температурах, влияние высокогорья на человеческий организм, а также методики самоконтроля и саморегуляции.

Не прошло и полугода, как в прессе и в Интернете разгорелась громкая полемика относительно сообразности введения новой программы подготовки. Многие уверены в том, что такие «курсы выживания» унизительны и противозаконны, многие называют их абсурдными, а еще часть не верит, что такое в самом деле существует. Но обо всем по порядку.
В первую очередь необходимо отметить, что, начиная с мая текущего года, интенсивная подготовка стала обязательной для всех контрактников, как тех, кто только пришел служить, так и тех, кто проходит ее довольно давно. Более того, этот курс также обязателен для технических специалистов и даже женщин-военнослужащих. В том случае, если солдат откажется от прохождения или же провалит курс, это может стать достаточным основанием для его увольнения из рядов вооруженных сил по причине несоответствия требованиям, которые предъявляются к профессиональным военнослужащим.
На деле именно так и происходит. С момента введения программы боле тысячи контрактников не прошли курсы выживания, или же отказались от прохождения. Сейчас же эта цифра увеличилась еще на 350 человек. Кроме того, примерно тысяча военных написала рапорта с отказом проходить курс, а еще некоторое количество военных просто не прошло медкомиссию.
Что касается непосредственно самой программы, то это курс общевойсковой подготовки, который на первый взгляд имеет очень мало точек соприкосновения с военно-воздушными силами, силами противовоздушной обороны, морским подразделениям, соединениям связи или техническим специалистам. Тем не менее, и интенсивность программы, и нагрузки ее крайне высоки для всех проходящих курс. Даже несмотря на то, что это в некоторой степени зависит от условий учебной части, на базе которой он проходит.
В состав курса входит, кроме интенсивной физической подготовки, огневая, боевая, медицинская, тактическая, инженерная, химическая подготовки. Большая часть курса проходит на полигонах. И в завершение – большой марш-бросок на 150 километров, условия которого по максимуму приближены к боевым. Питаются военнослужащие в это время сухпайками, овладевают навыками маскировки, методами разбивки полевых лагерей, навыкам действий против противника, проходят практическое обучение по тактике ведения действий небольших воинских формирований, преодолевают искусственные и естественные препятствия. После завершения курса все сдают итоговые экзамены по боевой и физической подготовке.
Что касается курса для женщин-военнослужащих, то для них курс немного видоизменен. Так, к примеру, они должны преодолеть 3-километровый марш-бросок за 15 минут. Кроме того, существует и психологический тест – так называемая «обкатка танком» - необходимо выдержать, не испугаться, пропустить его, а затем подбить. Кроме того, женщины также должны сдать экзамены по оказанию первой медицинской помощи в полевых условиях.
По большому счету можно говорить о том, что новая программа подготовки – это не что иное, как курс молодого бойца, только поставленный на более высокий профессиональный уровень, который состоит исключительно из боевой практической подготовки. Непосредственно к курсу выживания можно отнести большие физически нагрузки, в особенности для женщин. Ведь большинству из них уже хорошо за 40, и после 5-километрового марш-броска они могут страдать от повышенного давления. Кроме того, если женщина хрупкого телосложения, то поднять рюкзак со всеми необходимыми компонентами (бронированная каска, саперная лопатка, противогаз) будет не простой задачей.
Среди самих военнослужащих также существуют различные мнения по поводу того, нужен ли этот курс выживания поголовно всем, или же стоит ограничить его прохождение исключительно боевыми подразделениями.

Одни утверждают (в частности, морские пехотинцы) утверждают, что данная программа – это никакой не курс выживания – так, курс молодого бойца, который не имеет ничего общего с основами выживания в экстремальных ситуациях.
Но, если вникнуть в суть проблемы глубже, то в вооруженных силах не может быть небоевых формирований, поскольку в условиях реальных боевых действий ситуация может сложиться таким образом, что придется отбиваться от противника, лежа в окопе с автоматом, а не сидя за штурвалом самолета или же с гаечным ключом наперевес. И тогда уже ни состояние здоровья, ни род войск, ни возраст не будут иметь большого значения.
Кроме того, любой род войск предполагает наличие у бойцов определенной физической и боевой подготовки, поэтому «курс выживания» только поможет повысить их уровень.
Необходимо также сказать и о том, что новая программа дает возможность укомплектовать армию высокопрофессиональными специалистами. Она выявляет тех, кто пришел на службу только ради хорошего материального довольствия и не понимает, зачем ползать в грязи и обучаться военному делу, если можно посидеть где-нибудь на узле связи или в штабе подразделения.

Однако не стоит думать, что данная программа идеальна. Здесь также существуют определенные проблемы, подумать о решении которых намного важнее, чем рассуждать о целесообразности ее вообще. Если уж курс существует, то лучше подумать о том, как повысить его эффективность. В первую очередь необходимо бороться с таким негативным, но, к сожалению, распространенным явлением, как платная сдача итоговых экзаменов. Такое часто практикуется на уровне взводов и в большинстве случаев спровоцировано самими военнослужащими, напуганными перспективой провалить курс. Но если начинают намекать на «финансовое сопровождение» курса, не стоит безропотно соглашаться, ведь отсеиваются, как правило, те, кто добровольно написал рапорт еще до начала прохождения его, либо же те, кто не прошел медицинскую комиссию. А в случае, когда военные отсеивались бы по ходу курса, действительно очень немного.
Еще одна серьезная проблема – это экипировка, а если точнее – приобретение ее за свои средства, которые потом никто компенсировать не будет. Но если уж выбирать между тем, что может предложить государство, и тем, что можно купить самостоятельно, то, несомненно, лучше остановиться на втором варианте. И надеяться, что со временем ситуация изменится к лучшему. Маловероятно, конечно, но все же…

Вполне возможно предположить, что ужесточение требований к военнослужащим-контрактникам связано с тем законом, который был принят в начале 2012 года. Согласно ему, в скором времени планируется значительное повышение денежного довольствия для военных российской армии. В зависимости от должности и стажа рядовой солдат контрактной службы будет получать порядка 25-35 тысяч рублей, а в отдельных случаях – и до 42 тысяч. Кроме того, планируется также увеличение компенсации за аренду жилья. Такие условия, по мнению военного руководства, станут причиной увеличения желающих служить. Поэтому помимо соответствующего возраста (19-30 лет), наличие полного среднего образования, отсутствие физических и психологических противопоказаний, и положительных результатов тестов на профессиональную пригодность, курс на выживание станет одним из факторов отбора тех, кто пришел в армию по призванию.
Использованы материалы:
http://www.odnako.org/blogs/show_20259/
http://www.gudok.ru/sociaty/?pub_id=430016
Комментарии
- бег на 100 м. до служебного авто,
- посадка и особенно покидание танка,
- сьедание котелка каши с комбижиром из общего котла.
Тех, кто не пролазит в люк - отсеять за профнепригодность.
Опыт России в проведениии военных реформ, не велик - реформы, проводимые Петром, далее реформа после отмены крепостного права, пожауй и ВСЁ. КраснаАрмия - это уже РЕВОЛЮЦИОННОЕ преобразование.
На вопрос "КАК ?", ответить короко - трудно, но постараюсь:
- во первых надо выделить очень большие деньги;
- во вторых не допустить, что бы эти деньги украли.
Нынешняя власть с этим не справится НИКЛГДА!
В этом вся суть нашего времени :-)
Капрал командует вперед, а сам конечно отстает.
Думаю нынешние денежные отношения исказили жизнь и тут. Каждый теперь считает потраченные калории, профессиональные группы замкнулись в себе и им плевать на остальных.
Юристы живут своей жизнью, чиновники своей, и т.п.
Вероятно, нынешние наши защитники в этом смысле тоже правы - почему они одни должны исполнять свои обязанности на пределе физических и моральных сил, а все другие - издеваться над народом и играть с ним в отписки.
Такое положение лечится двумя путями: 1) повышение зарплаты до уровня когда служивый посчитает ее достойной лазить по грязи 2) или весь народ заставить работатьь как положено.
Очевидно, что и 1 и 2 недостижимы при нынешнем оккупационном режиме, думающем только о выкачке на Запад нашх ресурсов.
Вот тогда и будем иметь что имеем сейчас.
Как долго? В этом весь
Вот тут мой ИМХО абсолютно верный ответ http://gidepark.ru/user/1534118058/content/680123
Никак с ними не могу достучаться до нынешних властей.
Похоже у них нет реальной цели крепить армию, Россия для них финансовый проект для отмывки нефтедолларов перед сваливанием за бугор в стиле дочки Ельцина, Абрашки и проч. жидовни.