Минфин решает проблемы финансовых спекулянтов за счет пенсионеров

Ведомство г-на Топилина предлагает «заморозить» на три года накопительные пенсионные счета граждан

Российские власти продолжают ходить кругами вокруг установленной ими же «мины замедленного действия» под названием «накопительная пенсионная система». Пока вместо обещанной прибавки к пенсиям после появления в ее структуре накопительной части наблюдается лишь накопление дефицита Пенсионного фонда России. Это объясняется отвлечением значительной части (6% из 22%) ставки взносов на формирование обещанной персональной прибавки к будущей пенсии. Как ожидается, в 2012 году пенсионная бюджетная «дыра» увеличится в два раза по сравнению с 2011 годом и составит 1,75 трлн рублей. Соответственно, в такую же сумму российским налогоплательщикам (то есть нам с вами) обходится ее «героическое» затыкание Минфином.

Пока главный фискальный орган РФ справляется с этой миссией. Однако уже в ближайшие несколько лет она может стать невыполнимой вследствие продолжающегося старения населения, сопровождающегося «медленным, но верным» уменьшением числа налогоплательщиков трудоспособного возраста. В общем, проблема поиска путей выхода из сложившегося пенсионного тупика не просто встала в полный рост, а уже мигает всеми возможными красными кнопками. Различные фракции правящей российской элиты демонстрируют редкое единодушие в понимании того, что «дальше так жить нельзя». Однако дальше начинаются традиционные межведомственные «бодания» и расхождения. По крайней мере консенсуса по поводу ответа на вопрос «как нам реорганизовать систему пенсионных выплат?» пока не наблюдается. В этом смысле подготовленный Минтрудом РФ проект стратегии очередной пенсионной реформы (мы уже не рискнем сказать, которой по счету) больше похож на многоточие, нежели на жирную точку в процессе затянувшихся пенсионных прений. Поскольку вариант решения наболевшей проблемы, предложенный чиновниками этого ведомства, по большому счету является крайне недоработанной полумерой.

Выражаясь фигурально, вместо того чтобы «отсечь страдающий орган», а именно, накопительный пенсионный институт (который в российских условиях по факту является институтом «сравнительно честного» извлечения прибыли в пользу финансовых посредников в убыток будущим поколениям пенсионеров), его предлагается «заморозить» на три года. При этом разработчики стратегии подчеркивают, что отменять накопительную часть трудовой пенсии никто не собирается. Напротив, утверждают они, сей интеллектуальный продукт деятельности либерально мыслящих «мозговых центров» российской власти необходимо развивать. Правда, не совсем понятно, каким образом можно развивать проект, временно приостановив его реализацию. Так или иначе, его авторы предлагают совершить «страховой маневр», перенаправив 6%-ный тариф с накопительной составляющей на солидарную, что в свою очередь позволит сократить дефицит бюджета ПФР до 1,2% ВВП к 2020 году, а к 2030 — и вовсе до 0,9% ВВП. Напротив, сохранение нынешней схемы приведет к тому, что рукотворная «пенсионная дыра» будет ежегодно поглощать финансовую «материю» объемом в 2,3% ВВП.

Среди прочих «подручных» инструментов по ее латанию, которые предлагается применить, — реформирование системы досрочных пенсий за счет введения дополнительного тарифа за вредные и опасные рабочие места. А также повышение в два раза тарифа для самозанятого населения (предприниматели, нотариусы, фермеры и т.д.).

Альтернативой упомянутому «маневру» является повышение пенсионного возраста и/или увеличение непрерывного трудового стажа, необходимого для обоснования «претензий» на получение от государства полного «пенсиона» по старости. Это предлагают некоторые поклонники известного принципа «выживает сильнейший» (открытого еще дедушкой Дарвином и поднятого на щит его последователями из числа социал-дарвинистов). По понятным причинам российские власти не горят желанием совершать политический суицид, идя на такие предельно непопулярные меры, а потому предпочитают «маневрировать» вокруг да около накопительной части. При этом они, как мы видим, все же не решаются окончательно пустить под нож «священную неолиберальную корову» в виде накопительной части.

Несмотря на то, что она в российских условиях (высокая инфляция, неразвитость фондового рынка и инструментов инвестирования) не может похвастать финансовыми «надоями» в виде обещанной прибавки к пенсиям будущих поколений за счет вложения накопительной части пенсионных средств. Напротив, вместо накопительного бонуса под старость последние рискуют лицезреть знакомую «комбинацию их трех пальцев», которую им покажут управляющие компании, когда настанет заветный «час X» (момент выхода на пенсию).

Впрочем, на первый взгляд «продление зла» в виде трехгодичного моратория на принятие решения относительно судьбы накопительной системы на самом деле имеет вполне прагматическое объяснение. Комментаторы бурного, но при этом незримого для широкой общественности закулисного выяснения отношений между ведомствами по поводу параметров пенсионной реформы предсказывают инициативе Минтруда непростое будущее. По их мнению, целесообразность принятия проекта, отправленного на согласование в правительство, скорее всего не только будет оспорена, но и встретит самое жесткое противодействие со стороны Минфина. Как это ни странно, наш прижимистый финансовый регулятор, который с приснопамятных кудринских времен выступает в амплуа «скупого рыцаря» (призывающего государство к самой жесткой экономии казенных средств), готов и дальше продолжать «аттракцион неслыханной щедрости». То есть ежегодно включать в расходную часть бюджета статьи, предполагающие миллиардные траты на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Впрочем, есть одно предположение, которое способно объяснить указанный парадокс. Его, в частности, в интервью «Руси» высказала член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

По ее мнению, «расточительность» чиновников Минфина по сохранению нынешнего статус-кво может иметь достаточно спорную (если не сказать крамольную) с точки зрения интересов всего общества, но при этом весьма логичную, с личной точки зрения, мотивацию. Так, заместитель руководителя фракции «Справедливой России» в Госдуме не исключает, что бюрократическое рвение представителей Минфина в деле сохранения накопительной системы является результатом лоббистских усилий финансовых посредников, в распоряжении которых в настоящее время находятся финансовые средства на персональных счетах будущих пенсионеров, которые можно в течение продолжительного периода (десятков лет) пускать в оборот, многократно «прокручивая» их на фондовом рынке.

Подтекст межведомственных баталий по поводу стратегии реформы пенсионной системы в интервью интернет-платформе «Русь» прокомментировал известный экономический публицист, автор нашумевшей книги «Почему Россия не Америка» Андрей Паршев.

– Учитывая, что инвестированные в накопительную часть деньги теряются для пенсионеров, а не для государства, позиция Минфина вполне понятна. Да, сегодня Минфин вынужден залатывать образующуюся бюджетную «дыру». Но самое главное, что в конечном итоге пенсионеры потеряют. Понятно, что чиновники из главного финансового ведомства думают о том, как бы поменьше заплатить. Потому что бюджет, как они говорят, «не резиновый». Сохранение накопительной части означает оттягивание пенсионных выплат. А в итоге эти деньги просто сгорят.

К тому же понятно, что управляющие компании (не только государственный ВЭБ, но и частные) заинтересованы в том, чтобы эти деньги у них подольше покрутились. Тем более что они уже во что-то вложены. Кстати говоря, есть такое подозрение, что у некоторых горе-управляющих пенсионных денег уже нет. Если обеспечить сохранность средств в рамках накопительной части не удается, то власти будут искать всякие поводы для того, чтобы не платить вовремя. Когда государство не выполняет своих обязательств, это всегда некрасиво, нехорошо и нечестно. А связано это с плачевным положением дел в экономике. Что в принципе не является новостью.

Василий Ваньков

Обсудить статью на форуме интернет-платформы "Русь" http://rusplt.ru/articles/vlast/vlast_794.html