Хранители. 5

На модерации Отложенный Один из рассказов о не давнем еще прошлом. Если вы помните, то одно из условий, а вернее, моих целей поставленных перед самим собой сотрудничества с коллективом клуба «Мечта» (так и хочется повторить: «Ну, откуда мы все родом!») было огромное желание участвовать   в развитии мальчишеских кружков, находящихся в этом детском клубе. Суть проблемы была в следующем: в век компьютеров, Интернета и дебиловатых передач с голубого экрана, откуда проповедовалась «Имидж ничто—жажда всё», «Кто бежит за «Клинским»?», а то и откровенные «Не напрягайся и живи в своё удовольствие: пей, кури, броди по виртуальному миру» завлечь ребят в технические кружки авиа- и судомоделизма было практически невозможно. Сам отец двух пацанов.

Нужно было искать новые формы и методы, неординарные ходы и решения проблемы. Помню по пионерскому детству своему, я забрёл в городской дом пионеров, где записался на аналогичный кружок авиамоделизма. А через непродолжительное время успешно его покинул. Причиной тому было не то, что меня заставили напильником из большого куска дерева вытачивать некие детали планера самолёта, а ответ руководителя на мой вопрос: «Зачем же я буду с напильником мучиться недели две, когда рядом стоит станок, на котором можно сделать это за 20-30 минут, тем более у меня есть опыт работы на подобном станке?» — «Нет, ты вот помучайся». Любой взрослый человек, а уж тем более ребёнок не сможет понять такого ответа и тем более такого подхода.

Ещё вспомнилось мне, что в том же советском детстве я из пластика клеил советский истребитель времён Великой Отечественной войны. Получается, что тема вроде та же, техническое развитие. Но в советское время она была какая-то куцая: вот лекало моделей для склеивания, а клея в коробке нет. И не так просто было его найти, а канцелярский клей в этом деле бесполезен. Задумкой поделился с замдиректором Юрием Борисовичем Старостиным, который к тому же вёл судомодельный кружок. Мы оба стали зондировать этот вопрос, в том числе и через Интернет и другие возможности, предоставленные капиталистическим строем.

Какой же это был год? Даст Бог

 

памяти, 2006. Вот тогда-то мы для себя и выяснили, что так называемый стендовый моделизм и военно-историческая миниатюра — это не просто отдельный мир, это огромный невидимый властью пласт. Прогресс далеко шагнул вперёд в этом вопросе, и, как следствие, в городе Рязани открылся как минимум один специализированный магазин, в котором было сосредоточено огромное количество моделей бронетехники, авиации, кораблей, солдатиков, а также всех необходимых принадлежностей для развития не только творческого мира маленького человека, но и знания истории ландшафта различных исторических периодов и местностей.

 

Нам открывался новый мир и его секреты, те секреты, которые мы не смогли освоить в детстве. Оказывается, модели, солдатики не только склеивались, а их ещё можно было и раскрашивать специализированными красками, придавая им яркость и историчность униформы и боевой раскраски различной техники. Профессионализм мастеров доходил до того, что в домашних условиях фигуркам они придавали конкретную схожесть с историческими персонажами, пользуясь фотографиями. Пыль на сапогах, потертости одежды на коленях и локтях, усталость на лице — всё это оставляет неизгладимое впечатление в памяти. А на макетах техники, которая по сути своей неживая, они запечатлевали не только саму уникальную историю, но и порой жизнь, которую она прожила в виде тех же шрамов, выбоин и отпечатка от солдатского сапога на осыпавшейся на броню штукатурке. И это далеко не всё. Ещё были творения в виде виньеток, а также маленьких и огромных диорам. Я не ошибусь, если назову их произведениями искусства. А произведения технического искусства — это когда в открытую дверь или люк модели видна приборная панель, рычаги, элементы двигателя, а то и круче: когда можно включить фары, произвести выстрел, а наивысшее искусство, когда модель начинает двигаться. И вот тогда у нас эта наша задумка оформилась в конкретную мысль и в предложение директору создать кружок исторического моделизма.

http://modelizm.ucoz.net/gyrnale/Mashtab_Model/9deac45859a4.jpg

Умудрённый опытом и жизнью уважаемый Александр Александрович сопротивлялся недолго. Оценив предложении, посмаковав его в немой паузе, выдал: «Всё верно! От простого, но интересного и познавательного — к сложному техническому произведению. Первый этап — стендовый моделизм. Ну, там и миниатюрки, модельки. Второй — действующие экспонаты». И немудрено, ведь это направление, вновь придуманное, включало в себя понятие не только технической грамотности, но и обязывало знать историю развития техники и изучать историчность периода, в котором её использовали. А кроме того, подвигало на изучение технического языка, и, как ни удивительно, на изучение иностранного языка. Смешно, но там было и строительное дело, и даже приходилось погружаться в культуру других народов. Ну, а про мелкую моторику рук, которая способствует развитию мышления ребёнка и говорить не стоит, ведь масштаб 1х35, 1х72 предполагал это. Да и подходящее место уже было создано: зал ратной славы русского оружия. Где, как не там?! Но вот тут директор заартачится: «Нет, там мы разместим в дальнейшем диорамы и макеты». Поэтому была использована другая комната, где и ныне находится кружок стендового моделизма.

 

 Фото: Тот самый "зал ратной славы русского оружия"

Осталась простая как бы мелочь: чтобы туда стали записываться дети. Вы, наверное, догадались, что это было самым тяжёлым моментом, растянувшимся на долгие годы. Что же мы делали, чтобы привлечь детвору? Первое, почти самое простое. Почему «почти»? Кто разбирается, тот оценит: я в вордовском документе сделал объявление с картинками. Сейчас программы позволяют, наверное, но тогда это было нечто, оформленное в вопросе: «Это как у вас получилось?» Как ни смешно, но получилось так у меня несколько раз. Этими красивыми яркими объявлениями с приглашениями записаться в кружки клуба «Мечта» мы оклеили каждый подъезд многоквартирных домов, в ближайшей округе. Результат — не густо.

Походы в школы, где от директора до ученика звучало: «Мы вам и станцуем, и спляшем, и песню споём — только приходите к нам». Ну, или гора готова придти к Магомеду: «Давайте сотрудничать»,— привели к неким определённым результатам. Но от желаемого этот результат был далёк. А тут плавно подплыло лето.

Следующий шаг был неординарен (ну, и люблю же я себя за это!). Нет, если честно сказать, всё это неординарное — не мои мысли. Как говорил Александр Васильевич Суворов: « Не я, не я — мне Бог помог в трудную минуту». Это написал к тому, что стараюсь не быть хвастуном. Просто порой быстрее схватываю, что в воздухе кружит – мысль, ну или идею.

Что мы сделали?

Мы обратились за финансовой поддержкой к Олегу Владимировичу, далее мы закупили дополнительно солдатиков, краски, кисточки, и во дворах домов Дашково-Песочни и военного городка Дягилева организовали летние кружки. Да, да прямо во дворах МКД (Белякова 32, 33. Касимовское шоссе 56 корп.1, 54 корп.3, Новоселов 7 корп.1, а разовых и не упомнишь всех).

Дабы быть благодарным, позвольте назвать фамилии руководителей кружков, а именно Сергея Фролова и его душевного друга, Алиева Вадима и Романа Шевцова. Именно Роман Шевцов в дальнейшем был одним из руководителей этого самого кружка в клубе ярким шоуменом в глазах благодарной детворы. Он же просветил нас, что миниатюры масштабом 1:72 могут использоваться как шахматы. И по этой тематике в Европе давно проводятся огромные турниры по настольным военно-тактическим играм.

Фото: Первые "тренировочные" бои на приз города, прошли в клубе "Мечта".

Мы вооружившись этими знаниями и опытом Романа, практически два, а то и три года подряд как итог летних кружков уже не только во дворах, но и в школьных летних лагерях (школ № 9, 59, 62, 72,) проводили массовый турнир настольных тактических игр. Что же такое настольная военно-тактическая игра?

Представьте себе лист ДСП, примерно два метра на полтора, на который нанесено покрытие, изображающее, к примеру, зелёную траву. На это самое покрытие выставляются сделанные из пенопласта, туалетной бумаги, поролона и других подручных материалов элементы местности: холмы, бугры, леса, водная поверхность, различные инженерные и оборонительные сооружения, в том числе дома, церкви, избушки, огороды — короче, всё то, что соответствовало конкретной исторической битве. Далее ребята делились на две команды по три человека: французов и русских воинов образца 1812 года. И на два-три часа, порой под палящим летним солнцем разыгрывались нешуточные баталии, где кипели реальные боевые страсти и куча других эмоций. Сражения шли не в шутку, а всерьёз. Там было и сосредоточение мысли полководца, и переживание командира за невосполнимые потери, и пронизывающий поле взгляд математика от мысленных вычислений и тайна шахматиста пытающего предугадать действие супротивника…

 Фото: Турнир. Кажется школы 59, 72, 62.

Магия игры заключалась в действиях ребят. Бросалось на удачу несколько восьмигранных кубиков, где каждая цифра обозначала количество передвижений солдатиков, дальность их стрельбы и её меткость, количество потерь «вражьей силы». Расстояние мерилось посредством выдвижной рулетки, но в дюймах! Также были свои расчёты для пластиковой артиллерии и кавалерии. Провёл три турнира, но до сих пор у меня вопрос: остаётся непонятным, как эти детишки-троечники могли быстро, почти мгновенно высчитывать нужные цифры, продумывать тактику и стратегию, да ещё одновременно взаимодействовать с соседом. Чудо свершалось здесь и сейчас. Но круто было даже не это, а то, что все переживали за Отечество, за русскую армию, даже те, кто играл за «хранцузов». 

 

Не лишним будет добавить, что периметр украшали флаги, а присутствие ребят из клубов реконструкторов вдохновляло детвору на любовь к родной истории. Особенно когда князь из общественной организации «Княжество Рязанское» палил из миниатюрной пушки пищалей. Это самое «бах» и «бум» повторялось под визги детворы до того мгновения, когда заканчивался уже реальный дымный порох.

 

 Фото: Рязанский Каназ, Олег Анатольевич Труш.

По результатам игры каждому участнику (подчёркиваю, каждому!) вручались сделанные нами оригинальные дипломы, на тыльной стороне которых описывалось одно из сражений 1812 года — «Исторический плакат в каждую квартиру». А кроме того, подарки и призы в виде книг от Булаева Николая Ивановича. К случаю вспоминается, что с дополнительными призами нам оказал содействие Роман Путин. Он тогда работал в МТС, и по его просьбе директор регионального отделении сотового оператора выделил немалое количество красных бейсболок с номером один из своей рекламной продукции и что-то там ещё. И мы без малейшего проявления жадности раздавали их всем участникам турниров. Так, на всякий случай: со спонсорами всегда было туго.

 

Ну, и как вы думаете, каков был результат в плане записи детворы в кружки? В качестве оправдания: не то что не приходили новые детишки, но приложенные усилия явно не соответствовали результатам. Это сейчас я могу сказать, почему так было, по прошествии шести лет, но тогда мы не могли найти причины. А всё было просто.   Дело в том, что мы даже всей своей энергии не могли противопоставить себя бешеной пропаганде, несущейся с экранов телевизоров. Да и сейчас модно обучаться пению и пляскам. Пой и пляши. Итак, влёт привожу примеры: «Фабрика звёзд», «Фактор А», «Народный артист» и прочее в том же духе. Как результат, в 2011 году, когда в Рязани по итогам года награждали талантливых детей, занявших призовые места в различных соревнованиях, был один мальчик на весь город, которого поощрили флешкой за достижения в техническом направлении. Все остальные призёры получили награды за оригинальный жанр, за танцы, за пение — в общем, за художественную самодеятельность.

И тут мне вспоминается вопрос наших лидеров: « А где наши инженерные кадры?» Ответ прост: они поют и пляшут.

 

 

Но результаты у нас всё же были. И показатели были успешны: наши ребята стали занимать первые места на различных выставках, проводимые в других регионах. Вспоминается одна очень интересная история. Дело всё в том, что по роду своей партийной деятельности я не то что вынуждено, а с большим удовольствием посещал школы, где у меня наладились дружественные отношения (к сожалению, не везде и не всегда) не только с директорами школ, но и с завучами и учителями. Можно сказать, что дружба приносила положительные плоды всем. К примеру, мы перед каждым первым сентября, активом Октябрьского района сбрасывались, как говорится, кто во что горазд: кто тысячу, кто две, кто пять. Уже я сначала один, а потом с ребятами, закупал к первому сентября различные подарки от нас партийцев школам. Обычно это был спортинвентарь, на что тогда меньше всего выделялось средств из бюджета города: мячи футбольные и волейбольные, теннисные мячики и ракетки — в итоге, набиралась солидная вязанка, с которой не стыдно было придти в каждую школу и поздравить детей, родителей и учителей с днём знаний.

Сейчас каждый из вас может подумать: «Эка невидаль! Партия власти, в которой сосредоточены сильные мира сего». А тогда это было всё не так: мы были первопроходцы, первопридумщики. Кажется, из 12 школ Октябрьского района мы в начальные времена закрывали 9. Вкратце добавлю, не забывали и День учителя. И выпускные балы. Поэтому дружественные отношения имели несколько другие основания, нежели сейчас, когда все вынуждены своими должностями и судьбами клясться в вечной верности системе.

Фото: еще один проект со школами "оздоровительные катания"

Так вот, однажды посещая очередную школу, я обратил внимание, что дверь в кабинет труда не просто закрыта на «амбарный» замок, а чуть ли не замурована. На мой вопрос директор школы ответила буквально следующее: «Нет, с девочками у нас проблем нет. Есть кружки вязания, пения, танцев, а вот преподавателя труда для мальчиков у нас нет. Но и самое главное, Олег Николаевич, мы тем самым сохраняем станки до лучших времён»! Далее, почти шепотом: «Ну, когда придут наши». Расшифрую вам: не знаю почему, но все как-то относили меня к большевикам, так сказать, к проверенным ленинцам, хотя все знали, что я самый что ни на есть единоросс. «Едрёна вошь!» — подумал я. Ещё когда учился в школе, станки у нас были, в лучшем случае, года 84-го. А ныне мы живём в ХХI веке.

Вот этот самый разговор заставил меня задуматься о многом. Внимательный читатель мог уже подметить особенность, что так называемые «дворовые проекты» доводились до логического завершения на уровне если не вселенского масштаба, то набираясь наглости, замахнусь на всероссийский масштаб.

Так случилось и с кружком стендового моделизма, где мы взяли на себя наглость провести всероссийскую выставку стендового моделизма и военно-исторической миниатюры под крутым названием «История в миниатюре», которая ныне считается одной из лучших в России, куда присылают свои уникальные экспонаты представители Америки и мировые величины в виде Михаила Шемякина. Но и это было бы не всё, если бы мы не расстарались и не предложили бы директорам школ, управлению образования города, представителям министерства образования рязанского региона, используя наш опыт и практику, достигнутые результаты внедрить в качестве образовательного проекта на уроках в школах Рязани.

А вот как это всё пролетело мимо, расскажу далее. Ведь это уже другая история.