Михаил Полторанин: Ваучеры были сознательным мошенничеством

На модерации Отложенный

Летом 1992-го один из номеров «Собеседника» вышел с обложкой: девушка в окошке с надписью «Касса» пускает мыльные пузыри. И подпись: «Получите ваши мЫллионы!»

Как в воду глядели. Вместо пресловутых ельцинских «двух «Волг» приватизационные чеки (в простонародье – ваучеры) большинству россиян принесли лишь две «Столичные», а у многих не получилось от обещанного счастья даже захмелеть.

Некоторые, конечно, заработали – Михаил Фридман, Олег Дерипаска и далее по списку «Форбс». Но в масштабах России таких – раз, два, расчет окончен. На прошлой неделе эти люди скромно отмечали юбилей указа Ельцина о начале ваучерной приватизации.

Тогдашний вице-премьер Михаил Полторанин находился в центре всех событий, но сам на приватизации не заработал.

– Я свой ваучер храню, – признался он «Собеседнику. – Он у меня с автографами – Чубайса, Гайдара, Бурбулиса, Нечаева, Ельцина… Я его прямо на одном из заседаний правительства по столу пустил. Сказал, что, когда суд над ними начнется, это станет против них хорошей уликой. Они посмеялись и подписали.

– Но ведь приватизация была необходима. Денег в казне не было, потому что мировые цены на сырье упали.

– А кто их обрушил? Стоял, например, советский завод, а при заводе появилась контора во главе с сыновьями директора завода или председателя обкома. И весь алюминий стал идти не прямиком на завод, а в эту контору. А та продавала его по дешевке на Запад. И такое происходило повсеместно – в металлургии, в нефтянке, в хлопковой промышленности. В итоге и мировые цены на сырье обрушили, и собственную экономику угробили: заводы-то встали. Зато появился колоссальный капитал для будущей приватизации.

– То есть даже равных стартовых условий, как уверяет Чубайс, для владельцев ваучеров не было?

– Мошенничество было, жульничество. Начать с того, что ваучеры придумал не Чубайс даже, а Михаил Малей, первый глава Госкомимущества. И концепцию, и четкий план ее реализации. Только приватизация у него была задумана справедливая. Чеки должны были быть именные, чтобы их нельзя было продать, и они не обесценивались инфляцией.

Получись всё, вместо олигархии и коррупции была бы у нас сейчас демократия и скандинавский вариант социализма, но…
Малей пытался отстоять свою идею у Ельцина, а тот не понимал в макроэкономике ни черта. Он же с Урала, там был очень сильный ВПК, и местных секретарей обкомов просто не допускали до принятия важных решений. Вот он по привычке и делал, что ему в уши дули.

– А кто дул-то?

– Гайдар с Чубайсом да стоявшая за ними американская команда во главе с Джеффри Саксом, главным экономическим советником Ельцина.

Все мои попытки убедить президента поддержать Малея знаете чем обернулись? Ельцин мне предложил самому стать премьер-министром. Но под негласным руководством того же Сакса. Я, разумеется, отказался. Тогда он сказал: «Не хочешь, тогда не лезь». А потом подписал тот указ от 14 августа.

– Но ведь в течение 7 дней Верховный Совет мог указ отменить, так что на одного Ельцина валить тоже не стоит.

– Там как получилось. В Верховном Совете указ поступил в комитет по экономической реформе и собственности. Его тогда возглавлял Сергей Красавченко (сейчас он – ректор Международного университета, где работают Бурбулис и Лужков), а в подкомитете по приватизации у него был соратник Чубайса Петя Филиппов. Так вот, они этот указ положили в сейф, а когда через неделю вытащили – накладывать вето уже было поздно. Я ведь говорю: мошенничество.

Малей, конечно, после этого сильно страдал. Приватизация была делом его жизни, и ему больно было видеть, во что это вылилось. Из-за этого и умер раньше срока.

– А я думал, ваучер придумал Виталий Найшуль, другой экономист, еще в середине 80-х.

– Нет, у Найшуля было немного другое. Он был скорее близок Авену и Чубайсу. А какие из этих пацанов были авторы теорий? Я своими глазами видел, какие к нам в правительство приходили законопроекты. Документы были написаны на английском языке, а эти ребята просто все быстро переводили. Я же помню...

В общем, слила пацанва Россию. И ни Путин, ни Медведев ничего тут вспять не повернут. Их ведь на нынешние посты и поставили для того, чтобы сохранить итоги прошедших приватизаций и провести новую.

На засыпку

А вы куда вложили ваучер?

Телеведущая Ирина Хакамада:

– В идею ваучеров я сразу не поверила, поэтому скинула свой по номиналу в какой-то ларек. То ли 20 рублей получила, то ли 40 – не помню.

Адвокат Михаил Барщевский:

– В свое время я вложился в AVVA Березовского. Конечно же в результате ничего не получил. Кроме, пожалуй, «доброй» памяти о Борисе Абрамовиче.

Политик Борис Немцов:

– В Нижегородской области, где я был губернатором, не было продовольствия. Я подарил свой ваучер Назарбаеву в знак дружбы, а в обмен получил эшелон с зерном. Думаю, вложил ваучер лучше Чубайса.

Анатолий Чубайс вложил свой чек в Первый ваучерный фонд. ПВФ занимался скупкой российских активов в пользу мощных западных инвесторов. В 1995 году фонд уже официально приобрела американская Pioneer Group. Сколько на этом заработал непосредственно Чубайс – неизвестно.