Любовь брюхом

На модерации Отложенный

Не люблю я с недавних пор этот ностальгический, воспоминательный жанр - письма о Советском Союзе, о том, как все там было хорошо, да здорово, прям Рай на земле. Не люблю не столько потому, что они - оборотная сторона лжи о том времени, потому, что они своими пасторальными картинками облегчают эту ложь и чернуху в адрес советского времени, сколько потому, что они - словно нож по сердцу, живое объяснение того, почему Союз распался, почему он был нежизнеспособен.
Все эти письма - причитания мещанина, утратившего привычный размеренный образ жизни, любовные излияния брюха, которое помнит, что жрало пусть небогато, но сытно, ностальгия того, кто погнался за красивой жизнью, яркими обертками и большей сытостью, а прогадал, не получил желаемого, и вот теперь, не поймавши журавля, плачет по синице.



Нужно ли такое мещанское воздыхание по стране, которая боролась с мещанством, достойно ли это ее памяти. На мой взгляд -нет. Поэтому те, кто отстаивает советское время с точки зрения стоимости бутылки водки или килограмма колбасы, бесплатности здравоохранения или образования ничуть не лучше своих оппонентов. И те, и другие любят брюхом, не видят дальше брюха, и опрокинули-то весь советский строй из-за разгулявшихся потребностей брюха. Размениваясь на второстепенное, заслоняют от молодежи главное, основное, то, что определяло не столько бесплатность, сколько идеологию этой бесплатности - учение об обществе и человеке, без которого не было бы ни дешевой колбасы, ни водки.


Отсутствие взяток, забота о человеке проявились не как инстинкт, а как результат определенного построения общества, определенной его философии, и вот эту философию, эту идеологию советского строя жизни не надо забывать, надо быть верной именно ей, а не арбузам по 5 копеек.
Однако, еще тошней читать разводы про страшный капитализм, и бедный чистый, страдающий от него народ. У авторов, рассуждающих в таком духе получается странная такая картина: капитализм - это как грозная такая мистическая сила, сверхчеловеческая, неумолимая, гнетущая и подавляющая человека. Маркс, кажется, определял такой способ отношения к действительности как отчужденный, то есть такой, когда человек, дело рук своих начинает воспринимать как нечто чуждое, самостоятельное, существующее вне и помимо него.
А меж тем, капитализм - это мы. Это те, кто любит брюхом, это те, кто жаждет приобрести, как в свое время Чичиков, это тот, кто каждый день думает о деньгах и только о них, тот, кто меряет не человеческой меркой, а меркой собственной выгоды, пользы, удовольствия.
И вот думаю я, читая ностальгические письма о советском времени - может, пора уже задуматься о себе, о том, что ты делаешь, а не прятаться в ностальгических воспоминаниях и рассуждениях о том как чистый народ оказалсявдруг обманут капитализмом, который свалился на него как снег на голову. Может, это не он свалился, может это брюхо, поборовшее разум и совесть, завело нас в нынешние социальные дебри, может, капитализм всегда был с нами и тогда в "стране благоденствия, равенства и братства", и это наш грех, что мы пошли у него на поводу.