Конструктор государственных реформ. Реформа армии и спецслужб
Slon продолжает цикл материалов, посвященных проекту государственных реформ. В прошлом блоке речь шла о реформе науки, а также школьного и высшего образования. Темой нового блока стала реформа армии и спецслужб.
Иллюстрации выполнены с помощью проекта buildwithchrome.com
Реформа армии
 |
Александр Коновалов
Военный эксперт, директор Института стратегических оценок, профессор Высшей школы экономики
|
Определение стратегии и угроз
Армии нужны политические ориентиры. Чтобы выстраивать военную стратегию и формировать оборонный комплекс, надо дать ответы на три главных вопроса: к какому конфликту как к наиболее вероятному Россия должна готовиться, в каком регионе такой конфликт может случиться и, наконец, в скольких конфликтах одновременно может быть задействована российская армия. Очевидно, что без четкого определения потенциальных союзников и противников выстраивать военную стратегию невозможно.
Наиболее вероятное направление, откуда может прийти угроза, сегодня связано с югом, с Центральной Азией. Если предположить, например, что американцы раньше времени сбегут из Афганистана и сделают это панически, как в свое время сбежали из Вьетнама, то талибы быстро придут к власти в Кабуле, и идеология глобального ислама начнет распространятся на поддержку тех экстремистских групп, которые есть сегодня в странах Центральной Азии. Пока удается справляться с угрозой за счет американских налогоплательщиков, но если США покинут регион, то придется уже проливать кровь своих солдат.
Другая потенциальная угроза возникает из неопределенности, связанной с Китаем. У нас сейчас с КНР неплохие отношения, но настораживает политика Китая в области военного строительства, когда он, например, покупает небольшое количество самолетов, но множество двигателей к ним, что явно делается в расчете на то, что у них не будет какое-то время возможности купить эти двигатели у нас. Сложно себе представить агрессию Китая в отношении России, ядерной державы, но вот, например, пустынный и богатый природными ресурсами Казахстан. Можно и иначе расставить приоритеты угроз, но какое-то представление об актуальных угрозах должно быть, иначе Россия не будет готова ни к одной из них.
Определить приоритеты в закупке военной техники
На базе политических ориентиров надо выставить приоритеты в разработке и закупке военной техники.
Сейчас это просто перетягивание одеяла на себя со стороны каждого рода войск, каждый хочет получить как можно больше и все хотят к 2020 году. Но так не бывает – нельзя одновременно хотеть истребитель 5 поколения и покупать 4 «Мистрали». Представляется, что преимущество в ближайшее время надо давать не покупке «Мистралей», например, а относительно легким современным надводным кораблям, подводным лодкам, некоторому количеству стратегических подводных ракетоносцев и атомных дизельных подводных лодок. Так или иначе, закупка вооружений может происходить только на базе представления об актуальных угрозах и в соответствие с какой-то военной стратегией.
Перестроить структуру закупок в ВПК
Необходимо перестроить военно-промышленный комплекс, ориентировав его на конкретные приоритеты и выстроив под них цепи субподрядчиков. При этом опираться надо не на госкорпорации, а на конкурентную рыночную среду. Представление о том, что госзаказ в ВПК двигает вперед гражданские технологии, устарело уже полвека назад, сегодня наоборот, инновации в гражданской сфере двигают вперед ВПК. Сегодня уже невозможно создавать новое оружие, не опираясь на рынок высокотехнологичной гражданской продукции, поскольку там все дешевле и качественнее, ведь создается в конкурентных рыночных условиях.
Перевести армию на контрактную основу
Современная техника не может управляться любителями, которых призывают на год, поэтому переход к контрактной армии неизбежен. Если нам нужны хорошо образованные профессионалы, которые к тому же будут хорошо мотивированны, то это должна быть обеспеченная всем необходимым, но небольшая по численности армия – бессмысленно сейчас готовиться к глобальной войне, ее никто и не ожидает, а региональные и локальные конфликты могут решаться за счет ограниченного по численности, но хорошо подготовленного контингента. При этом необходимо решить проблему мобилизационного резерва: раньше считалось, что к нему относится все мужское население, прошедшее срочную службу и получившее там какую-то специальность, но в условиях современных войн, где требуются настоящие профессионалы, эта схема не работает. А значит, помимо собственно, контрактников необходим пусть и небольшой, но хорошо подготовленный мобилизационный резерв.
Внедрение информационных технологий
Необходимо качественное совершенствование сил общего назначения за счет внедрения новых технологий. Так, например, американцы часть своих подводных лодок Trident II переориентируют на «неядерные» задачи и оборудуют обычными боезарядами, потому что военные GPS позволяют достичь такой точности, чтобы с точностью до метра доставить ракету в любую точку земного шара за 40 минут максимум. В такой ситуации уже нет необходимости в применении ядерного оружия. И поскольку роль ядерного оружия, на которое делает ставку Россия, со временем все снижается, а роль информационных технологий, наоборот, растет, сегодня необходимо делать ставку на совершенствование обычных вооружений.
Комментарии
«• Январь-май 1991 г. - приглашенный лектор в Колумбийском университете (Нью-Йорк).
• Читал лекции в Брауновском университете, Беркли, Принстоне, Гарварде, Стэнфорде, университете Калифорнии, Иллинойском университете, Университете Луисвилля, Военно-морском колледже (США), Университете ббундесвера (Германия).
• В 1990-1999 гг. регулярно, дважды в год, читал короткие лекционные курсы в Военном колледже НАТО в Риме.
• В 1995-2000 гг. был профессором Европейского Центра по изучению проблем безопасности имени Дж. Маршалла, Гармиш Партенкирхен, Германия.
• Профессор ГУ-ВШЭ»
Читая материал, имейте в виду послужной список автора. Он достаточно красноречиво говорит, откуда его представления о военном строительстве. Ну и источники доходов в 90-е годы, тоже как-то не вяжутся со сферой деятельности, подразумевающей национальную безопасность.
Планирующие разрушение и разворовывание страны.
Лишь только в России власть и воры вне закона,
Безумствует и жидовствует власть САТАНЫ!!!
На этот случай (а он реален на 99% к концу 2013 го, началу 2014 года) у нас должны быть мощные спецслужбы работающие в связке с дипломатами! Ксожалению у нас многое в этом отношении разрушено! И спецслужбы в убогом состоянии, и дипломатический корпус не подготовлен к такому повороту событий. Это факт! Уж если в татарии вахабиты себя чувствуют как дома, то, это весьма плохой симптом! Особенно в преддверии III Мировой войны, которая начнётся в ноябре этого 2012 года!