Предают всегда свои

Всемирная История Предательства — богатейший материал для историков, психологов и социологов в целях познания сути человеческой. Вряд ли жил на свете человек, который  - хоть на мгновение и по мелочи — вовсе бы никого и ничего ни разу не предал. Или хотя бы мысленно не был вовсе знаком с предательством.

Предателей Данте законопатил в девятый круг Ада. Дальше уже некуда.

Доносчику — первый кнут. Предательство доверившегося всегда расценивалось как дело гнусное — даже тем, в чью пользу оно совершалось.

Античные греки, в войнах с персами захватывая пленных, с собственно персами обращались в рамках тогдашних правил войны: пленных можно было обменять, продать, отпустить по заключению мира, интернировать и поселить на дальнем краю своих земель, пусть в земле ковыряются. И это все считалось делом законным. Но если в плен попадались союзные персам малоазиатские греки  - этих неукоснительно предавали казни, как предателей общего дела борьбы с персидским завоеванием.

Римляне в период эпохи Республики были ужасно гордыми и уверенными в себе ребятами и даже во время войны отказывались от услуг предателей, дабы победить доблестью, а не низким коварством. А вот для их потомков периода Диктатуры и Империи, предательство уже стало нормой поведения.

Тоталитарное государство вообще норовит возвести предательство в ранг государственного закона. Будьте верны только государству и предавайте друзей и родных во имя его. Павлика Морозова еще не забыли? Что посеешь, то и пожнешь. В начальный период Великой Отечественной войны наблюдался небывалый по масштабам во всей истории России  переход солдат на сторону врага. Переходили поодиночке и группами, отделениями и взводами, уползали за нейтральную полосу целыми караулами, дозорами и боевыми охранениями.

Как предательство века очень часто упоминается сдача немцам генералом Власовым 2-й ударной армии.  Менее часто упоминают, что от армии остались рожки да ножки, и сам факт сдачи абсолютно ничего не менял. Еще реже пишут, что причиной уничтожения армии были идиотизм и самодурство высшего командования, которое всегда преследовало одну главную цель: делать только то и только так, чтобы заслужить хорошее отношение товарища Сталина. Это было гораздо важнее, чем избежать поражения: убитых-то спишут, а вот если победишь, но вызовешь неудовольствие товарища Сталина — шлепнуть могут запросто.

Вообще-то,  предательство есть предательство и мы никого и ничего оправдывать не собираемся, мы не райсуд. Нас интересует понять. С чего вдруг стал предателем известный и удачливый генерал Власов? Еще перед войной он был уже дважды орденаносец, что по тем временам было большой редкостью. В начале года принимает под командование 99-ю стрелковую  дивизию, а к концу этого же года она становится лучшей в округе. Более того, командующий Киевским особым военным округом генерал армии Жуков Г.К. берет его с собой в Москву на совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г., где он выступает с докладом. Берет его, кстати, вместе с Рокоссовским. Позже Власов командует 4 мк во Львове, 37-й армией под Киевом, 20-й армией под Москвой, становится одним из спасителей столицы, за что получает звание генерал-лейтенанта и орден Ленина, о нем пишут книгу. Генерал Власов сражается рядом с Рокоссовским и Говоровым, будущими маршалами, и сражается не хуже их, затем становится заместителем командующего войсками Волховского фронта. С этой должности с подачи  Мерецкова его и посылают спасать 2-ю ударную армию, которая попала в окружение. Сложись все по другому и еще одним маршалом у нас могло бы быть больше, но он стал «маршалом» среди предателей.

Пленный генерал-лейтенант А. А. Власов на допросе у генерал-полковника Линдемана после сдачи в немецкий плен. Август 1942 г.

Генерал Власов был далеко не единственным генералом, попавшим в плен к немцам. За шесть месяцев 1941 г. в плену оказалось 63 генерала. Разумеется плен плену рознь. Многие генералы (Лукин, Карбышев, Ткаченко, Шепетов, Антюфеев, Любовцев, Мельников и другие, всего порядка 20 человек) были захвачены противником ранеными, в беспомощном состоянии.

Многие из тех, кто оказался в плену, в дальнейшем отвергли все попытки врага склонить их к сотрудничеству и были расстреляны или замучены  гитлеровцами. Так погибли генералы Алавердов, Ершаков, Карбышев, Макаров, Никитин, Новиков, Пресняков, Романов, Сотенский, Старостин, Ткаченко, Тхор, Шепетов.

Генерал-лейтенант Иван Николаевич Музыченко (1901—1970) в 1941 году командовал 6-й армией. В августе 1941 года в под Уманью 6-я и 12-я армии Южного фронта попали в окружение. При попытке выхода из окружения командарм Музыченко был ранен и попал в плен. До 1945 года находился в немецком плену, 29 апреля 1945 года освобождён американскими войсками.

 

Пленные командующий 12-й армией РККА генерал-майор П.Г. Понеделин (в центре) и командир 13-го стрелкового корпуса 12-й армии генерал-майор Н.К. Кириллов. Район Умани. Август 1941 г.

В начале августа 1941 года южнее Умани немецкими войсками были окружены 20 дивизий 6-й и 12-й армий из состава Южного фронта. В плен попали около 55 тысяч советских солдат и офицеров, в том числе и генералы Понеделин и Кириллов.

Немцы широко использовали факт сдачи в плен таких высокопоставленных офицеров, в том числе и эту фотографию, в пропагандистских целях.

Руководство СССР, разумеется, было в ярости. Приказом Ставки ВГК № 270 от 16 августа 1941 года Понеделин и Кириллов были объявлены злостными дезертирами и изменниками Родины. 13 октября 1941 года заочно приговорены к расстрелу.

Пленные генералы содержались в немецких концлагерях. Известно, что, находясь в плену, генералы вели себя достойно, не сотрудничали с немцами, несмотря на посулы и известные им решения, принятые в отношении них в СССР.

29 апреля 1945 года они были освобождены американскими войсками. Понеделину предлагали службу в армии США, но он ответил отказом. 3 мая их передали советской стороне.

Несколько месяцев после освобождения генералы жили свободно, но 30 декабря 1945 года были арестованы. 25 августа 1950 года осуждены Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «измена Родине военнослужащим», приговорены к высшей мере наказания и в тот же день расстреляны. Реабилитированы той же Военной коллегией Верховного суда СССР в 1956 году за отсутствием в их действиях состава преступления.

Так что же такое предательство? Можно сказать: это прагматичное  решение конфликта между идеальным и реальным. Предательство всегда  целесообразно:  предать можно из шкурных интересов, из явной выгоды. А можно (куда реже) из идейных соображений, тогда ты идейный предатель, это классом выше, грех твой меньше, но — все равно предательство. И вот в принципе эта целесообразность, логичность — людям не нравится. Люди полагают, что поступать следует против такой целесообразности.

Предательство — это нарушение верности единству. Единство же есть величина как реальная, так и моральная — одно скрепляется другим. Не в том дело, что предал твоего врага, а в том, что вообще предал. Негодный человеческий материал. Его можно использовать, но с ним нельзя быть воедино. Не доверишься, спину не прикроет.

Предатель отсоединяет свою личную волю от суммы воль группы, тем самым вредя группе в пользу своих, так или иначе, но собственных желаний и интересов. Внутренний враг. Раковая клетка. То, от чего надо избавляться в принципе.  Как правило, избавляются, иногда очень даже жестоко. В случае с Власовым и его ближайшим окружением — через повешение.

Предательство как моральная категория тесно связано с другой близкой ей категорией — честь. Была ли честь у командиров РККА? Была, но у немногих: Рокоссовский, Москаленко, Поппель, Лелюшенко и другие, которые и воевали доблестно. До войны и понятия такого как честь не было — исчезла вместе с последними «благородиями», даже в первой советской энциклопедии вы такого слова не найдете. Вспомнили о ней после массового бегства бойцов и командиров с передовой.

По некоторым данным в 1941 г. из действующей армии бесследно «убыло» по меньшей мере 6,4 млн. человек.  Столько, сколько было в действующей армии 22 июня 1941 г., и еще раз столько, в том числе:  3,8 млн человек взято немцами в плен, 1 — 1,5 млн. дезертиров уклонились и от фронта и от плена, около миллиона человек — раненые, брошенные при паническом бегстве, и не учтенные в донесениях с фронта убитые.

Что интересно, это массовое бегство с поля боя никогда не рассматривалось не то, что основной, но хотя бы одной из причин поражения Красной Армии в 1941 г. 11 декабря 1941 г.  Гитлер, выступая в рейхстаге заявил, что Красная Армия потеряла 21 тысячу танков, 17 тысяч самолетов, 33 тысячи орудий и 3 806 865 военнопленных.

Красная Армия в большинстве своем просто разбегалась по лесам и полям, бросая технику и вооружение. Советское руководство как-то должно было отреагировать на такое неслыханное поведение своих подчиненных. Во всех частях и подразделениях был зачитан знаменитый Приказ Ставки № 270 от 16 августа 1941. Но и этот приказ мало чем помог, поэтому 12 сентября была принята Директива Ставки  № 001919 о создании заградительных отрядов, численностью не менее одной роты на стрелковый полк.

Всего за годы войны только военным требуналом было осуждено 994 тыс. советских военнослужащих, из них 157 593 человека расстреляно.  ДЕСЯТЬ ДИВИЗИЙ растрелянных! Для сравнения за четыре года войны в верхмахте было расстреляно 7 810 солдат и офицеров. В двадцать раз меньше, чем в Красной Армии. И дезертиры в рядах вермахта тоже были. За четыре последних месяца войны дезертировало 722 человека. А в предшествующие годы количество дезертиров  в верхмахте измерялос двухзначным числом. Это не просто разные цифры, разные количества. Это уже разное качество общества и власти.

И несмотря ни на что мы победили, но какой ценой.