Главный вопрос в России сегодня при запуске спутников: застрахованы ли они и на сколько. При этом очевидно, что уже завтра космическому агентству будет проблематично найти страховщиков. 7 августа утром еще два спутника — российский «Экспресс-МД2» и индонезийский Telkom 3 превратились в космический хлам из-за неисправности ракеты-носителя «Протон-М». Спутники общей стоимостью 5-6 млрд. рублей не были доставлены на расчетную орбиту и полностью утрачены.
Космическая отрасль всегда была лицом страны, но, к сожалению, давно стало ясно, что лицо это безнадежно испорчено. Потому что дело даже не в том, что американский Curiosity добрался до Марса, а наш «Фобос-Грунт» рухнул в океан, загубленный все тем же «Протоном». Дело в другом: одна или две аварии, пусть даже крупные, могут быть случайностью, а когда Роскосмос второй год подряд запускает вверх бесполезные железяки за большие деньги — это уже определенно проблема.
Нынешний недолет, например, специалисты связывают со сбоем в работе разгонного блока «Бриз-М». По сведениям Интерфакса, Роскосмос даже планирует принять некие жесткие меры вплоть до увольнения руководителя Космического центра им. Хруничева, в котором он произведен, Владимира Нестерова. Но, по данным Российской академии космонавтики им. Циолковского, пуски этого разгонного блока оканчиваются благополучно в девяти случаях из 10, и это вполне приличный показатель для космической техники. В целом неисправности ракетно-космической техники Космического центра им. Хруничева были причиной двух из пяти прошлогодних аварий.
В прошлом году, когда отмечалось 50-летие полета Юрия Гагарина в космос, в отрасли произошло еще много чего. В апреле, например, для спасения «лица страны» на замену 65-летнему Анатолию Перминову был назначен Владимир Поповкин.
Между тем, пока спутники падали, лицо во многих отношениях пришлось спасать самому Владимиру Поповкину. 21 марта 2012 года в Интернете появилось открытое письмо заместителя генерального директора ОАО «Российские космические системы» (предприятие-разработчик навигационной системы ГЛОНАСС) Ивана Голуба.
«..с Вашим приходом в нашу отрасль начались события, которые невозможно ни понять, ни принять. Ваш правовой нигилизм показывает, что руководитель высокого ранга может безнаказанно позволить себе все, что ранее нам казалось немыслимым. Свою деятельность в отрасли Вы начали с того, что приказали снизить в два раза должностные оклады директорам предприятий в отрасли. Причем похвалялись этим решением в прессе, показав всем, что Трудовой кодекс Российской Федерации (в частности, статью 72) Вы можете игнорировать. Одновременно в подведомственной Роскосмосу организации — ЦЭНКИ Вы создали руководимую господином Вагановым Н. И. структуру, без визы которой не подписывается ни один акт сдачи-приемки выполненных работ, хотя формально в регламенте Роскосмоса о ней нет ни слова. Вами создана бесконтрольная, с точки зрения закона о госслужбе, группа лиц, получивших неограниченные полномочия. Придуманные ими дополнительные проверки цен по государственным контрактам, заключенным по результатам конкурса, и их требования о возврате части средств ничего общего с законодательством о торгах не имеют.
В завершение всего меня лично шокировало сообщение о пьяной драке, которая состоялась с Вашим личным участием 6 марта... Конечно, пользуясь своим положением, Вы можете продолжить удивлять нас, но, может быть, Вы тихо уйдете. Стыдно ведь... нам».
И сообщение о драке действительно имело место. Модернизацию отрасли Поповкин начал с пресс-секретаря, назначив на эту должность бывшую модель Анну Ведищеву. После этого на Роскосмос обрушились напасти совсем другого рода.
В ночь с 6 на 7 марта прошлого года в лечебных учреждениях с небольшой разницей по времени оказались два представителя руководства Роскосмоса. С сотрясением мозга и сломанным носом прямо в стенах своего учреждения был избит замгендиректора ФГУП «Звездный» Александр Парамонов. При допросе Парамонов сообщил, что подрался с начальником отдела снабжения из-за громкой музыки, а разнимала их сотрудница ресторана. Он особо отметил, что глава Роскосмоса тут ни при чем.
По удивительному совпадению Владимир Поповкин попал в госпиталь имени Бурденко с очень похожим диагнозом буквально несколько часов спустя. У него диагностировали сотрясение мозга и рваные раны головы.
Что тут началось. Одни издания писали, что после коллегии в агентстве Поповкин и некий другой сотрудник устроили потасовку прямо в ресторане, а разнимала их буфетчица. Писали, что руководитель Роскосмоса получил удар бутылкой по голове, а ссора стряслась из-за пресс-секретаря Анны Ведищевой.
Другим изданиям источник, чье имя, разумеется, осталось неизвестным, рассказывал, что нового босса подставляют подчиненные, не нашедшие с ним понимания: он намеревается изменить систему оплаты труда директорам, запретил ездить за границу носителям государственных секретов, еще на прежнем месте работы замминистра обороны слыл жестким критиком российской космической промышленности, а при назначении многих обошел.
Озвучивалась и версия попытки неких могущественных сил дискредитировать отечественную ракетно-космическую отрасль в целом.
Наконец, участница конфликта пресс-секретарь Ведищева, а следом и сам Поповкин озвучили свою версию: глава Роскосмоса потерял равновесие и упал от космической усталости.
— В районе 11 часов вечера я заслушал доклад моего заместителя Лопатина и начальника управления Иванова, которые приехали с совещания по космодрому Восточный, — рассказал на пресс-конференции руководитель агентства. — Я выслушал, какие проблемы обсуждались на совещании. Потом мы обсуждали вариант графика создания космодрома Восточный. После этого они ушли, а я занялся своими документами. Вышел с работы в районе двух — половины третьего. И, честно говоря, при выходе я потерял сознание и упал. Дальше меня водитель отвез в госпиталь.
На этом скандал замяли, неудачные пуски продолжились, а 24 декабря глава агентства заявил: отрасль находится в кризисе, пришло время менять многих руководителей космических предприятий. «Будут организационные выводы достаточно жесткие, включая меня».
Потеря двух спутников — первая космическая авария после того, как Роскосмос, после череды прошлогодних неудач, ввел на предприятиях собственную приемку ракетно-космической техники и повысил требования к предстартовой подготовке. Авария заставляет усомниться в эффективности этих мер.
Так или иначе, можно констатировать, что либо сам Поповкин, либо некие «могущественные силы» действительно дискредитировали отрасль. И на самом деле пора делать выводы, желательно жесткие.

Комментарии
Его просто нет.
И плач о гангрене на ногах,
аль параличе мозгов
уже не уместен..
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором