Теракты в Татарстане

Ваххабиты пытаются превратить Татарстан в "горячую точку"

 

Предположения, что Татарстан превращается в Чечню или Дагестан, в последнее время звучат все чаще. Очередное развитие эта тема получила после покушения в июле на муфтия Татарстана Ильдуса Файзова и убийства его заместителя, заведующего республиканским учебным отделом Духовного управления мусульман Валиуллу Якупова. 

Покушение на муфтия квалифицировано как теракт. После инцидента многие задались одними и теми же вопросами: Кто это сделал? И как подобное стало возможным в Татарстане? Жители Татарстана не могли поверить, что подобные ЧП могут происходить в их республике. Однако факт остается фактом: террористы добрались и до Татарстана. При этом не стоит делать поспешные выводы, утверждая, что республика превращается в новую  горячую точку России. 

Как все начиналось

Покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова неизвестные совершили 19 июля. При взрыве автомобиля в Казани он получил ранения и был госпитализирован. В этот же день заместитель муфтия Валиулла Якупов был застрелен у своего дома. Это убийство не на шутку встревожило жителей республики. Оно и понятно. Жители Татарстана опасались за свою жизнь и жизни своих близких. После инцидента глава республики Рустам Минниханов объявил награду в один миллион рублей за сведения о покушении на лидера татарстанских мусульман. Не заставила себя ждать и реакция Кремля. Так, Президент России Владимир Путин заявил, что преступники, совершившие покушение на муфтия Татарстана и убийство его заместителя, неизбежно понесут наказание. "Разговаривал с директором ФСБ, правоохранительные органы сделают все для того, чтобы найти, изобличить и наказать преступников. Это произойдет неизбежно, я не сомневаюсь", - резюмировал он.

Следователи почти сразу задержали 7 человек, которых заподозрили в покушении на муфтия. Среди арестованных оказался и руководитель компании "Идель-Хадж" Рустем Гатауллин. Так, Следственное управление СКРФ по Татарстану объявило в розыск еще двух подозреваемых в нападении на муфтия – Роберта Валеева и Раиса Мингалеева. Они, по версии следователей, являются сторонниками радикального направления в исламе.
14 августа стало известно, что Верховный суд Татарстана оставил под стражей жителя республики Алексея Верезумского, которого подозревают в покушении на муфтия и убийстве его зама.

Последствия теракта

Реакция властей Татарстана была моментальной. Так, Госсовет республики ужесточил требования республиканского закона "О свободе совести и религиозных объединениях". Это решение парламентарии приняли на внеочередном заседании, которое провели из-за покушения на муфтия. И если раньше в законе о свободе совести вполне было написано, что "учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан», то отныне создавать религиозные организации могут только россияне. При этом потенциальные священнослужители отныне должны иметь диплом о религиозном образовании одного из российских учебных заведений.

Свою позицию высказала и РПЦ. Митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий заявил, что поправки в законе сыграет положительную роль и для православных, и для мусульман.


Мусульмане Татарстана сразу же заявили об ущемлении их прав. Когда же власти Казани отказались проводить республиканский ифтар (разговение), который должен был пройти 16 августа,  приверженцы нетрадиционного ислама стали призывать друг друга покинуть Россию. На исламистских интернет-форумах стали появляться призывы, адресованные «настоящим мусульманам", уезжать в Саудовскую Аравию.

Эксперты отмечают, что в истории татар-мусульман эмиграция по религиозным основаниям было в начале 20 века. Тогда они из Российской империи переселялись в Османскую Турцию. В Турции даже сейчас существуют целые татарские деревни, основанные выходцами из Поволжья.

Однако удастся ли властям Татарстана удержать возмущенных приверженцев нетрадиционного ислама не только от переселения, но и от массовых акций протеста и всевозможных диверсий?  В этом вопросе мнение экспертов расходится. Одни уверен, что властям удастся сдержать «бунт». Другие же считают, что республика постепенно превращается в очередную горячую точку в России.

Так, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов Последние в Поволжье последние 20 лет из-за рубежа проникали радикальные исламские течения. Поэтому теперь в регионе зарождается гражданская война, которая наблюдается сейчас на Кавказе. По его мнению, удар по Татарстану нанесли не случайно. Террористы хотели запугать население. И им это удалось. Люди напуганы, они находятся в состоянии шока. Население надеялось на помощь светской власти, однако чиновники в последнее время допустили немало промахов. Так, они заявили о возможном диалоге  с ваххабитами, чтобы объединить фундаменталистов.

Ваххабиты почувствовали свою силу. Неспроста накануне в Казани состоялся пикет, участники которого использовали символику запрещенной экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир». В Татарстане хватает тех, кто мечтает о независимости республики. И ваххабиты уловили эти настроения, они присоединились к мечтающим о независимости. И многие эксперты уверены, если так пойдет и дальше, то ситуация начнет развиваться по северокавказскому сценарию.

Впрочем, наличие непростой ситуации в республике признают и сами власти. Так, на внеочередном заседании парламентариев глава МВД по Татарстану Артем Хохорин сделал сенсационное заявление: «Более 13 лет в Татарстане - республике, позиционирующей себя территорией толерантности, идет необъявленная война». Он отметил, что приверженцы салафизма есть среди имамов татарстанских мечетей. При этом радикалы стремятся попасть в органы власти. Министр МВД убежден, что «непротивление этим тенденциям приведет Татарстан к дагестанско-ингушской схеме развития событий». А вице-премьер Татарстана Асгат Сафаров сообщил, что за 4 года в республике по статьям «терроризм» и «экстремизм» были осуждены 82 человека.

 

Дмитрий Бобровский, tatarstan.com