Средняя Азия после ухода "русских оккупантов" - назад под паранджу

Традиционный уклад и бедность вынуждают девушек-подростков выходить замуж.

Замужняя школьница, обремененная нешуточными семейными проблемами, становится привычным явлением для Узбекистана, где в последние годы все большее распространение приобретают ранние браки.

“Пока привыкала к семейной жизни, прошел год-полтора. Ничего, вошла в ситуацию, просто было сложно понять, что я уже не девушка, а женщина. Ведь в раннем браке есть свои сложности”,- говорит Муборак, вышедшая замуж в 15 лет и уже ставшая молодой мамой.

За последние 2 месяца в родном городе Муборак Андижане на востоке Узбекистана зарегистрировано 27 браков с девушками, не достигшими 17-летнего возраста. По гражданскому законодательству вступление в брак возможно не ранее 17 лет, но многие браки заключаются в мечетях, а законы шариата не уточняют брачный возраст.

Государственные органы в Узбекистане не препятствуют ранним бракам, считая это личным делом. Статистика браков с несовершеннолетними не ведется, не выработана и не заявлена четкая позиция государства по этому вопросу.

“Статистику ранних браков вести крайне трудно, так как 15-16-летние невесты не регистрируются в ЗАГСе, а выполнение обряда бракосочетания берет на себя духовенство. И лишь когда в семье рождается ребенок и на него нужно оформить свидетельство о рождении, молодые родители приходят в ЗАГС”, - комментирует ситуацию начальник андижанского городского ЗАГСа Дильзода Муталова.

В советское время в узбекских семьях девушек было принято выдавать замуж после 20 лет. Особенно ценилось при этом хорошее образование, желательно – высшее. Сегодня же требования изменились: чем моложе и неопытнее, тем лучше, так как девушкам в этом возрасте легче адаптироваться к своему новому зависимому положению.

По мнению специалистов, занимающихся гендерными проблемами, причиной роста числа ранних браков является возрождение традиций ислама, пропаганда традиционных ценностей, которая особенно усилилась в Узбекистане в начале 90-х годов, после обретения независимости. Бытовало мнение, что Советская власть не давала узбекам возможности соблюдать свои национальные традиции и обряды, свободно исповедовать ислам и следовать его законам. Началась активная пропаганда возвращения женщины к ее “исконному” месту в обществе - к роли “хранительницы семейного очага”, долг которой ограничивается служением мужу, детям и интересам семьи.

Специалист центра доверия “Сабр” (Терпение) Мавлюда Исомова считает, что одной из главных причин роста количества ранних браков является сложное социально-экономическое положение в стране. “Социальные невзгоды - бедность, безработица, низкие доходы - заставляют родителей думать о том, как быстрее и выгоднее пристроить своих дочерей. Долгое проживание дочери в семье родителей оборачивается для них лишними расходами. Сегодня сваты начинают приходить к дом даже к 14-летним девушкам”, - говорит Исомова.

После заключения брака забота о девушке, ее питание, лечение и другие расходы перекладываются на мужа.

Кроме того, не каждая девушка может продолжить учебу в высшем учебном заведении после введения во всех институтах и университетах платного образования. Платить за обучение имеют возможность лишь дети из обеспеченных семей, а чтобы учиться бесплатно, надо пройти огромный конкурс. Стоимость платного обучения составляет от 200 до 500 долларов CША в год в зависимости от престижности учебного заведения. При этом средняя заработная плата по стране составляет 18.4 доллара в месяц.

Обратная сторона ранних браков – частые разводы, после которых женщины, как правило, остаются без ничего. Брак, заключенный по шариатскому закону, невероятно упрощает для мужчины бракоразводный процесс. Согласно законам ислама, мужчине достаточно три раза произнести при свидетелях слово “талак”, и женщина оказывается на улице. В этом случае она уже не имеет права претендовать на часть имущества и государственные социальные льготы.

По статистике, из 2050 браков, заключенных в Андижане в прошлом году, распались 130. Для Узбекистана, где процент разводов всегда был низким, это много. По мнению Мавлюды Исомовой из центра “Сабр”, одной из причин участившихся разводов является незрелость невест. “Выходя замуж в 15-16 лет, девушка еще физиологически не готова к половой жизни, к материнству, не сложилась психика, характер, несмотря на то что девушка может выглядеть взрослой. Поэтому семейная жизнь превращается для нее в сплошной стресс”, - поясняет она.

Распаду браков способствует и массовая безработица. Не имея возможности найти работу, многие мужья не в состоянии обеспечить свои семьи и вымещают злость и неудовлетворенность на женах. Санобар Джумаеву родители выдали замуж в 16 лет. Прожив год с мужем, который нигде не работал и вдобавок частенько её избивал, она получила от него “талак”. До сих пор она безуспешно пытается отсудить часть имущества.

Советская власть частично смогла включить узбекскую женщину в общественную жизнь, уравнять ее права с мужчиной, но происходящее сегодня в Узбекистане свидетельствует об обратном процессе. В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, мужчины и женщины имеют равные права, но на самом деле это далеко не так. Старая поговорка “Волос – долог, ум – короток” все больше характеризует отношение к женщине в сегодняшнем Узбекистане.

Когда Кибриё Хаитовой исполнилось шестнадцать лет, родители ей сказали, что если она не выйдет замуж, то скоро останется старой девой. Поэтому, как и многие другие девушки в Таджикистане, она вышла замуж за человека, которого подыскала ей семья. Сейчас Кибриё двадцать лет, у нее двое детей, мужа нет, и заботиться приходится о себе самой.

"Родители сказали мне, что я уже достаточно взрослая и надо выходить замуж, – рассказывает Кибриё, проживающая в Ферганской долине – районе Центральной Азии, где очень сильны традиционные, консервативные взгляды.

– Я возразила им, что хочу учиться дальше, но в ответ услышала, что мужчины не любят образованных женщин, и мне не нужно образование, чтобы стать хорошей женой. Впервые своего мужа я увидела на свадьбе. Я была очень напугана, но бабушка сказала, что все будет хорошо".

Согласно выводам недавнего отчета организации Eurasia Foundation, одной из главных причин ранних браков в Таджикистане является повальная нищета. В сельских семьях основными кормильцами становятся мальчики, а девочки часто считаются лишней обузой.

"Некоторые родители считают, что лучше пусть их дочерей содержит семья мужа, и сбыть их с рук посредством замужества является одним из способов сохранить собственные скудные ресурсы", – сказала EurasiaNet.org автор отчета Азита Ранжбар.

У семьи жениха свои причины подталкивать сына к женитьбе на молоденькой девушке. Когда таджикские девушки выходят замуж, они становятся "келин" – невесткой – и обычно живут вместе с семьей мужа. И если образованная женщина , по словам Азиты Ранжбар, может не подчиниться навязываемой ей роли послушной невестки, то "считается, что молоденькие девушки скорее будут проявлять послушание, помогая свекрови по хозяйству и, в некоторых районах страны, на подсобных участках".

С июля 2010 года таджикское законодательство разрешает вступление в брак лишь по достижению мужчинами и женщинами возраста 18 лет. Но на практике женитьба на несовершеннолетней девушке по-прежнему остается широко распространенным явлением. Фактически, принятие данного закона привело к непредумышленным последствиям. Ввиду отсутствия возможности зарегистрировать брак, в котором одна из сторон не достигла восемнадцатилетнего возраста, многие просто приглашают местных имамов провести свадебную церемонию. А потом оказывается, что без свидетельства о браке невеста в глазах закона практически не имеет никаких прав.

"Для сокращения случаев заключения браков с несовершеннолетними требуется строгое наказание, – говорит профессор гендерных исследований Таджикского государственного университета Азим Байзоев. – Но ужесточая наказание, вы сокращаете случаи официальной регистрации браков".

"Чтобы закон был эффективным, он должен строго соблюдаться. Но у местных властей нет ни возможности, ни желания это делать", – добавляет он.

На территории всего Таджикистана выполнение функций, которые не может больше выполнять слабеющее государство, берет на себя ислам. Во многих сельских районах, где представители местных властей оказываются не в состоянии или не в силах помочь, решением рутинных проблем занимаются религиозные деятели. "Исламский закон выступает за ранние браки, предлагая семьям возможность избавиться таким образом от необходимости содержать своих дочерей", – говорит ученый.

Более того, исламские духовные лица часто готовы провести религиозную церемонию, не обращая внимания на наличие у пары государственного свидетельства о регистрации брака. "Коран не устанавливает минимального возраста для вступления в брак, – сказал EurasiaNet.org один душанбинский имам, пожелавший остаться неназванным. – Ислам велит женщине выходить замуж в молодом возрасте. Это означает, что женщины могут рожать детей, что является предназначением женщины".

Потворствуемое исламом многоженство также запрещено законом, так что если женщина вступает в подобный брак, то он также не может быть официально зарегистрирован.

Пятнадцатилетнюю Дильнозу Рахимову семья вынудила вступить в брак с человеком вдвое старше ее. Став третьей женой, девушка подверглась нападкам со стороны первой жены, увидевшей в ней угрозу для себя. "Однажды вечером муж вернулся домой пьяный и начал приставать ко мне, – рассказала Дильноза EurasiaNet.org. – Я сказала, что я не хочу, что он делает мне больно, но он не остановился". Мать сказала девушке, что это – просто часть брака.

Принуждение к выполнению супружеских обязанностей – распространенное явление в Таджикистане. Согласно отчету организации "Международная амнистия" за 2009 год, лишь 11,1 процента мужчин признали, что принуждали своих жен к совершению полового акта против их воли, и 42,5 процента женщин рассказали, что подвергались насилию со стороны мужей.

Развод для женщины, живущей в незарегистрированном браке, является последним средством. "Не имея свидетельства о регистрации брака, женщине крайне сложно предъявить права на совместно нажитое имущество, выплату алиментов и содержание детей", – говорит Азита Ранжбар из организации Eurasia Foundation.

Официальной статистики по количеству браков до достижения совершеннолетнего возраста не существует. По словам профессора ТГУ Азима Байзоева, подобная практика получила распространение во время гражданской войны 1992-1997 годов, когда "девушкам приходилось рано выходить замуж, чтобы не стать жертвой насильников и не утратить девичью честь". Ранние браки практиковались и до советской власти.

Сегодня всплеск ранних браков, по словам Азима Байзоева, означает большее количество разводов. "Незрелость молодых пар и принудительный характер многих браков, без сомнения, способствует росту количества разводов в стране".

Вскоре после вступления в брак супруг Кибриё Хаитовой в числе многих и многих других молодых таджиков отбыл на заработки в Россию. Спустя три года он вернулся с новой женой. "Он сказал мне, что хочет развода, и дал мне два дня на то, чтобы убраться восвояси, – рассказывает женщина EurasiaNet.org. – Куда мне было пойти? У меня двое детей. Образования нет. Я была вынуждена жить у своих родственников, приютивших меня из милости. Я зарабатываю 100 сомони (около 21 доллара) в месяц, перешивая вещи, но я не могу содержать на это своих детей".

Наталия Кузьменко

Как вытаскивали Советский Восток из убожества и средневековой дикости фото Макса Пенсона

Маленькая деталь: чтобы эффект "русских оккупантов" сработал, необходима Советская Власть