Ноу-хау стоимостью восемь миллионов долларов

На модерации Отложенный

 

Аннотация

 

         Приведена имитационная модель задачи Фредерика Тейлора об оптимизации производительности труда грузчиков. Задача оказалась настолько сложной, что пока никому не удалось приблизиться к оптимальному результату. Автор оценивает стоимость ноу-хау, содержащее алгоритм решения подобных задач в восемь миллионов долларов, поскольку это ноу-хау можно применить на уровне государственного управления.

 

                                                         Abstract

           Shows a simulation model of the Frederick Taylor to optimize productivity of loaders. The problem was so complex that no one has yet come close to the optimal result. The author estimates the value of know-how, which contains an algorithm for solving similar problems in the eight million dollars, because this know-how can be applied at the level of government.

 

           Автору удалось построить концепцию качественной оптимизации любых систем и процессов управления, которую он назвал субстратным подходом. В настоящее время эта теория получила достаточно широкое отражение в Интернете. Чтобы убедиться в этом, предлагаю набрать, например, в поисковике Яндекс два слова «субстратный подход» и Вы получите 115 000 ответов. Примерно три четверти ссылок из этого числа посвящены проблеме субстратной оптимизации разработанной автором. Кроме того, на сайте Wikipedia.org Вы можете посмотреть разделы «Теория управления => Классификация => Субстратный подход». Здесь Вы увидите определение субстратного подхода и ссылки на две книги [1,2].

         Методология и технология субстратного подхода позволяют построить такую систему управления, которая оптимизируют заранее сформулированную прикладную целевую функцию, и которая может быть измерена численно, в рамках имеющихся условий функционирования системы управления и при заданных ограничениях на управляемые параметры. Поскольку алгоритм субстратной оптимизации имеет предельно широкий диапазон применения, автор оценивает стоимость ноу-хау в восемь миллионов долларов.

           Чтобы показать, что процесс выявления этого ноу-хау представляет значительную трудность, автор разработал серию имитационных моделей, одну из которых он и предлагает вашему вниманию. В качестве реального объекта для имитационного моделирования взята знаменитая задача Фредерика Тейлора [3] об оптимизации производительности труда грузчиков Вифлеемской сталелитейной компании штата Пенсильвания (примерно 1895 – 1906 годы). Ф. Тейлор в течение трех лет изучал работу грузчиков (всего 75 человек), которые в течение 20 лет занимались вручную погрузкой чугунных болванок в товарные вагоны. Тщательно изучив этот производственный процесс и проведя серию экспериментов, Ф. Тейлору удалось повысить производительность труда грузчиков в 3,8 раза. Фактически, с точки зрения субстратного подхода, Ф.Тейлору удалось выявить и применить в своей стратегии оптимизации управления 4 ключевых момента (субстрата):

  1. Физические возможности кандидата для участия в полевом эксперименте. Из восьми претендентов он допустил к участию только одного.
  2. Ф. Тейлор выявил зависимость между производительностью труда грузчика и соотношением времени на труд и отдых в пределах каждого часа рабочего времени. Оказалось, что если заставить грузчиков периодически отдыхать согласно следующей схеме. Рабочий должен находится под грузом только в течение 42%   продолжительности рабочего дня, и должен быть свободен от груза в течение остальных 58% рабочего дня [3], то в этом случае производительность его труда становится максимально возможной.
  3. Он обучил их рациональным приемам труда.
  4. Ф.Тейлор провел работу по мотивации грузчиков, направленную на тщательное выполнение его инструкции.

   Автором разработана имитационная модель, которая отражает только два субстрата из четырех, выявленных Ф.Тейлором. Но не смотря на это, задача оказалась настолько сложной, что пока никому не удалось приблизиться к формулировке оптимальной стратегии для ее решения. Поэтому автор объявляет международный конкурс для всех желающих повторить уникальный эксперимент Ф.Тейлора. Задача будет широко опубликована в Интернете. Для ознакомления с нею достаточно набрать в поисковике «восемь миллионов долларов», «8 миллионов долларов», «eightmilliondollars» или «8 milliondollars».

       Чтобы принять участие   в деловой игре «Optimum», которая моделирует задачу Ф.Тейлора, необходимо связаться с автором по электронному адресу rumancev@ukr.net или в режиме Skypeпо адресу: rumancev42.

       Тестирующая компьютерная программа «Optimum» представляет собой имитационную модель задачи Ф.

Тейлора об оптимизации производительности труда грузчиков. В соответствии с правилами имитационного моделирования субстраты, выявленные Ф. Тейлором, представлены в виде двух аналогичных факторов, влияющих таким же образом на числовое значение целевой функции Optimum, как и факторы     Ф. Тейлора влияли на производительность труда грузчиков.   На рис. 1 представлено игровое поле имитационной модели «Optimum» перед началом тестирования. Все игровое поле разбито на 15 квадрантов, которые представляют собой своеобразную систему координат, с помощью которой очередной участник игры сообщает в режиме Skype ведущему место, куда он хочет поставить очередную цветную фишку.

                

 

Рис. 1. Игровое поле деловой игры «Optimum» перед началом эксперимента.

    

 

Рис. 2. Вид игрового поля после первого хода красной фишкой

 

         Например, игрок Андреев Валерий (имя показано в соответствующем окне базы данных) сообщает ведущему: «Красную фишку поставить в квадрант 9, в его правый нижний угол». После такого хода игровое поле принимает вид, показанный на рис. 2.

       В центре игрового поля большими зелеными цифрами высвечивается числовое значение условного показателя экономической эффективности данного хода в виде параметра Rezult = 5064. Точно так же после введения Ф. Тейлором очередных управляющих воздействий изменялась соответствующая экономическая составляющая производительности труда грузчиков. В правой нижней части окна высвечивается достигнутое числовое значение Optimum=7031.    Это целевая функция управления, т.е показатель экономической эффективности всех предыдущих   ходов данного тура игры, которое достигнуто за количество ходов Kol=1, указанное в поле справа от поля Optimum. Количество сделанных ходов Kolявляется вторым, после координаты очередного хода, управляемым параметром этой экономической модели. Количество ходов Kol, которое может сделать игрок в одном туре игры не должно превышать шестидесяти (Kol < 60).   Поскольку параметр Kolявляется управляемым параметром данной экономической модели, то игрок может остановить игру при любом числовом значении Kol. Критерием для принятия управленческих решений, таким образом, является числовое значение Optimum, которое нужно максимизировать.   Ф. Тейлор в аналогичной ситуации смог построить оптимальную стратегию управления грузчиками и повысил производительность труда в 3,8 раза.

       Вы в данной модели должны:

  1. Построить и реализовать такой план игры, такую стратегию управления, при которой целевая функция будет максимально возможной при заданных условиях игры, т.е. при заданных ограничениях.
  2. Обосновать выбранную стратегию, например, с помощью разработанных автором алгоритма субстратной оптимизации систем и процессов управления и гносеологической схемы.

В данном тренинге могут принимать одновременное участие от одного до девяти человек. Для каждого участника игры выделяется строка в базе данных (см. рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. База данных деловой игры «Optimum»

 

   Предусмотрен вариант игры, в котором учитывается время, затраченное игроком. Возможен также вариант игры с ограничением времени, предоставленного игроку для выполнения ходов. В этом случае работает таймер, который после соответствующего предупреждения останавливает игру.

         Практика применения данной деловой игры при обучении студентов, обучающихся по специальности менеджмент и психология, а также при тестировании действующих менеджеров показала следующее:

  1. Деловая игра вызывает у участников определенный интерес, а иногда даже спортивный азарт.
  2. Игра может быть проведена как в аудитории, так и в режиме Skype или Интернет-конференций.
  3. Деловая игра может быть применена как в режиме тренинга, в режиме тестирования и в режиме личного и командного первенства.

 

Литература

 

  1. Румянцев А.А. Эффективное управление: принятие обоснованных и оптимальных решений, интеллект и логика. Часть 1. Тесты – ООО «Контраст», Краматорск: 2003.-32 с.
  2. Философия управления обществом, провинцией, фирмой в этнокультурном и реформационном аспектах в теории и методологии субстратного подхода: Учеб. пособие/ ред.: А.А. Гагаев, А.А. Румянцев. - Саранск, 2009. - 696 с.
  3. Тэйлор Фредерик Уинслоу. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. А.И. Зак; Научн. ред. и предисл. Е.А. Кочерина.- М.: «Журнал «Контроллинг», 1991.- 104. (Классики менеджмента; Вып.1)