ЗА НАШИ ОСТРОВА!
Прочитала в Гайдпарке новость, о том, что отряд кораблей Тихоокеанского флота совершит очередной "Поход памяти", направляясь к берегам Курильских островов. Среди мест, где бросят свой якорь наши корабли, будут острава, опалённые Японской войной 1945 года. Как это было, написано ниже.

ЗА НАШИ ОСТРОВА!
После Крымской конференции глав правительств трёх союзных во Второй мировой войне держав – СССР, США и Великобритании (февраль 1945 года), на которой СССР выразил согласие вступить в войну против Японии и были решены вопросы о возвращении нашей стране Южного Сахалина и передаче Курильских островов, подготовка к предстоящим военным действиям на Дальнем Востоке заметно активизировалась – началась детализация плана войны. Принципиальная установка была дана Сталиным: войну провести в самый короткий срок.
Непосредственная разработка Южно-Сахалинской операции началась с марта 1945-го – с прибытием на Северный Сахалин нового командира 56-го стрелкового корпуса 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта Героя Советского Союза генерал-майора А. А. Дьяконова, имевшего значительный боевой опыт. Он участвовал в боях на реке Халхин-Гол в 1939 году и в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. Соединения, которыми командовал Дьяконов, принимали участие в боях под Москвой, Молвотицей, Холмом, при окружении Демьянской группировки немецко-фашистских войск, штурме Великих Лук.
На Южном Сахалине, в то время именовавшимся японцами Карафуто, 56-му стрелковому корпусу противостояли войска 88-й пехотной дивизии (командир – генерал-лейтенант Т. Минэки) 5-го фронта Японии, части ВМФ Японии, особого погранотряда и резервисты.
Наступательная операция на Сахалине началась 11 августа 1945 года. Единственная грунтовая дорога, идущая на юг через перевал Хороми, определила направление главного удара советских войск. Исходя из опыта боёв на Западе, наступающие части преодолевали пограничную полосу отдельными отрядами, сформированными из состава 79-й стрелковой дивизии 56-го стрелкового корпуса (командир – генерал-майор И. П. Батуров). Основные силы продвигались вдоль дороги при поддержке 214-й отдельной танковой бригады подполковника А. Т. Тимиргалеева. Во втором эшелоне – 2-я стрелковая бригада под командованием полковника А. М. Щекала, в 1942-1943 годах – командира 4-й мотострелковой бригады Воронежского и 1-го Украинского фронтов.
Части 79-й стрелковой дивизии неожиданно столкнулись с жёстким сопротивлением японцев, искусно использовавших особенности местности и опиравшихся на Котонский укрепрайон с 17 железобетонными оборонительными сооружениями и 162 пулемётными дзотами. Эффективно действовала японская разведка. На основе прослушивания советских армейских радиостанций и раскрытия позывных должностных лиц японцам удалось провести ряд дезинформационных мероприятий с целью оттянуть штурм укреплённого района.
Японские войска на Южном Сахалине не прекратили боевые действия и после обнародования рескрипта императора Японии об окончании войны от 15 августа 1945 года. Они старались не допустить наступавшие советские части к южным портам Карафуто, откуда в те дни проводилась эвакуация населения, вывозились на территорию Японии оборудование и продовольствие.

20 августа был высажен морской десант в порт Маока (ныне Холмск). Это привело к ускорению прорыва советских войск к столице Карафуто – Тоёхара (ныне Южно-Сахалинск) и порту Оодомари (ныне Корсаков). 25 августа Южно-Сахалинская операция была завершена, а порт Оодомари стал главной базой советского ВМФ для проведения десантной операции на южные острова Курильской гряды и в перспективе на Хоккайдо. Командиром высадки сил десанта на Хоккайдо был назначен "Морской Чапаев" – участник Петергофского десанта (1941) и Моонзундской операции (1944) контрадмирал И. Г. Святов.
Начиная с 1943 года советское командование полагало вероятной высадку на Курильские острова десанта американских вооружённых сил. Однако военное командование США отказалось от реализации такого плана, посчитав высадку на Курилы сложной, дорогой, возможной только с отвлечением сил с других направлений и ценой жизни многих американцев.
Не планировался на данном этапе захват Курильских островов и советским командованием, поскольку на Камчатке для этого не было достаточных сил. Перед войсками Камчатского оборонительного района (КОР) 2-го Дальневосточного фронта (командующий - генерал-майор А. Р. Гнечко) стояла задача обороны побережья полуострова, куда по оценке советского командования мог быть нацелен удар японских вооружённых сил, имевших базу на острове Парамушир. Предполагалось, что основной удар мог быть нанесён на Петропавловск-Камчатский с применением блокады.
Однако в соответствии с приказом командующего КОР № 00107 от 29 июля 1945 года была проведена учёба по подготовке войск к десантной операции по захвату северной части Курильских островов6. А 15 августа высшее советское военное командование, опираясь на решения Крымской конференции, приняло решение о немедленной высадке десантов на острова Курильской гряды. При планировании операции расчёт был сделан на внезапность. Существовала вероятность и того, что в случае промедления Курильские острова могли попасть под американский контроль. Как, впрочем, и Южный Сахалин, на который высадка американских войск предусматривалась планом "Blacklist".
18 августа десант КОР был высажен на остров Шумшу. Операция проводилась наличными силами, имевшимися на Камчатке: двумя стрелковыми полками 101-й стрелковой дивизии, при поддержке кораблей и плавсредств торгового флота и Петропавловской военно-морской базы, погранвойск и 128-й смешанной авиадивизии.
Восьмитысячному советскому десанту, высаженному на Шумшу, противостояло более 12 тысяч солдат и офицеров 91-й японской пехотной дивизии, врывшихся в землю и окруживших себя железобетонными укреплениями. Японское командование, пытаясь сбросить десант в море, предприняло танковую контратаку. Советские солдаты справились и с этой задачей: около 20 танков остались на поле боя…
Японский гарнизон на северных Курильских островах капитулировал 23 августа. После этого войска КОР заняли острова Курильской гряды вплоть до острова Уруп. С 19 августа по 4 сентября 1945 года подразделения 87-го стрелкового корпуса (командир – гвардии генерал-лейтенант А. С. Ксенофонтов) во взаимодействии с кораблями и частями СТОФ высадились на остальных Курильских островах, включая Малую Курильскую гряду. Десант на Хоккайдо был отменён.
Советское правительство высоко оценило результаты Южно-Сахалинской и Курильской операций: 101-я стрелковая дивизия и её 138-й стрелковый полк были награждены орденами Ленина; пяти участникам Южно-Сахалинской операции и девяти участникам сражения на острове Шумшу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Николай ВИШНЕВСКИЙ,
г. Южно-Сахалинск

ЮЖНО-САХАЛИНСКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ
Скоротечные, хотя и ожесточённые боевые действия на Южном Сахалине и Курильских островах в августе 1945 года, увенчавшие завершающий этап Второй мировой войны, оставили мало документальных свидетельств в архивах Сахалинской области. Тем ценнее и интереснее для нынешних историков и ветеранов выявление каждого нового подлинного документа или фотографии, запечатлевших события 65-летней давности. Одним из источников таких поступлений являются семейные архивы, хранящие немало бесценных реликвий в виде фронтовых писем, отдельных фотографий и иных документов тех лет. Но обнаружить в наши дни хорошо сохранившийся архив фронтового фотокорреспондента - редчайшая удача, значение которой архивисту или историку переоценить невозможно.
Большинство публикуемых фотографий поступило в Государственный архив Сахалинской области в 2007 году в составе коллекции бывшего фотокорреспондента газеты "Советский Сахалин" Григория Петровича Соколова, жизнь и творчество которого на протяжении тридцати с лишним лет были связаны с островным краем. В послевоенные годы его имя было хорошо знакомо читателям сахалинских областных газет, систематически публиковавших его талантливые фоторепортажи, подборки, фотопортреты и другие материалы. В 1950-1960 года работы Соколова представлялись на многих фотовыставках, в экспозициях Центрального музея Вооружённых Сил СССР в Москве и областного краеведческого музея в Южно-Сахалинске.
Но фронтовики - участники боёв за освобождение Южного Сахалина помнили фотографии военного корреспондента Григория Соколова, публиковавшиеся в газете 2-го Дальневосточного фронта "Тревога" и издававшейся на Северном Сахалине дивизионной газете "За Советскую Родину". Ветхие пожелтевшие экземпляры тех газет с фотографиями Соколова и его краткими комментариями они хранили вместе с боевыми наградами как память о войне и величайшую ценность. Надо сказать, что по воспоминаниям сослуживцев, в частности, военного корреспондента газеты "Тревога" и впоследствии известного сахалинского историка-краеведа Алексея Николаевича Рыжкова, Григорий Петрович не был "пишущим" журналистом. Сказывалось отсутствие у него систематического образования, которое крестьянский паренёк, выросший в глухой таёжной деревне и вынужденный добывать тяжким трудом на пропитание себе и семье, получить просто не имел возможности. Но своё видение окружающего мира и людей у него было с ранних лет. Соколов родился 17 февраля 1915 года в селе Чесноково Михайловского района Амурской области, а в 1930 году переехал с родителями на Северный Сахалин. Трудовую биографию начал пастухом в подсобном хозяйстве 52-го Сахалинского морского пограничного отряда ОГПУ. В предвоенные годы страстно увлёкся фотографией, что и предопределило его будущую профессию. Азы ремесла фотографа постигал, поступив учеником в фотоателье "Динамо" в городе Александровске-Сахалинском.
С началом Великой Отечественной войны Григория Соколова призвали в Красную армию, но сразу на фронт он не попал и служил фотографом в политотделе дислоцированной на Северном Сахалине 79-й стрелковой дивизии. Штаб дивизии находился в селе Оноры, недалеко от государственной границы между СССР и Японией, пересекавшей остров по 50-й параллели.
С 11 по 25 августа 1945 года части 79-й стрелковой дивизии, входившей в состав 56-го стрелкового корпуса, сыграли главную роль в проведении Южно-Сахалинской наступательной операции. В эти дни фотокорреспондент Соколов находился в самой гуще событий, оставив тому сотни достоверных свидетельств - фотографий, снятых в рядах атакующих советских солдат, в окопах, медсанбатах, на марше, в лагере военнопленных, в небольших японских городах и деревнях, куда только что вошли советские солдаты. Их подлинность говорит о той войне порой больше, чем официальные документы или некоторые литературные произведения.
Абсолютное большинство фронтовых фотографий Соколова никогда не публиковалось. Но их негативы Григорий Петрович тщательно хранил в своём личном архиве, который постоянно пополнялся, поскольку после демобилизации, с марта 1947 по июль 1965 года, он работал штатным фотокорреспондентом газеты "Советский Сахалин" в Южно-Сахалинске. В конце 1960-х он уехал на материк. В последние годы жизни, словно предчувствуя, что рано или поздно его личный архив вернётся на Сахалин, он аккуратнейшим образом заворачивал негативы в тонкую бумагу, наклеивал на конверты - а их около 500 - миниатюрные, в размер фотокадра контрольные снимки, облегчая таким образом работу будущих исследователей. В 1994 году ветеран ушёл из жизни. Но ещё до этого все материалы коллекции он сам, а позднее его дочери - Алла Григорьевна и Людмила Григорьевна, систематизировали по тематическому и географическому признакам. Получилось несколько объёмистых пачек с надписями: "Боевые действия", "Нивхи", "Котики", "Курилы", "Южно-Сахалинск", "Оха"...
Большую практическую и материальную поддержку в приобретении коллекции и доставке её на Сахалин оказали генеральный директор фирмы "Интерфейс" И. Е. Пищаев и талантливый сахалинский краевед С. П. Федорчук, много лет успешно занимающийся проблемами истории и культуры островной области.
Всего коллекция Г. П. Соколова, поступившая в Государственный архив Сахалинской области (с 1 января 2010 года - Государственный исторический архив Сахалинской области) включает почти 4 тысячи негативов, охватывающих хронологически период с 1945 по 1965 год. Пожалуй, самая ценная часть этой коллекции - около 400 негативов, относящихся к событиям 1945 года, в том числе - непосредственно к боевым действиям в 79-й стрелковой дивизии и 214-й отдельной танковой бригады, осуществлявших штурм Харамитогского укреплённого района. В настоящее время архивистами продолжается работа по описанию, частичной реставрации и оцифровке всей коллекции Соколова, которая станет ценным дополнением документальной фотолетописи Сахалина и Курильских островов середины ХХ века.
Александр КОСТАНОВ,
кандидат исторических наук,
г. Южно-Сахалинск
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=3679&n=163

Комментарии