Стабилизец

Александр Обухович – белорусский инженер, аналитик. 15 лет работал начальником ПЭО в ПО «Интеграл», был замдиректора ЗАО «Радиоопткомплект» (г. Минск). Сегодня работает в инжиниринговой фирме. Автор цикла статей под общим названием «Реальный сектор» (2010 – 2012 гг.), которые вызвали широкий общественный резонанс и дискуссию.

 

Ценность его взглядов для данного сообщества в ГП в том, что он откровенно антилиберал и не имеет никакого отношения к оппозиции.

 От себя:

Признаюсь, что лоханулся. Читая о необычно высоком для нашей страны положительном торговом сальдо (оно в нашей истории положительным было единожды в 2005 г.) более $2 млрд., удивлялся – импорт в страну есть, курс стабильный, да еще и крутое положительное сальдо в торговле. Выходит - права "модель чарки и шкварки".

И удивляли лишние морщинки озабоченности на молодом лице Надежды Ермаковой. С таким положительным сальдо не нужны ни приватизация, ни МВФ. Что волноваться то ?

Упустил, что почти все накопленное положительное сальдо торгового баланса правительству (это входит в платежный, но не входит в торговый баланс) придется отдать российскому бюджету в виде пошлин. То есть платежный баланс будет примерно нулевой.

Это много лучше 2010 и 2011 гг. Но не помогает решить проблему долгов – их придется отдавать за счет новых долгов. Напомню – в 2013 г. отдавать придется $4 млрд., в 2014 г. - $3 млрд. Наши ЗВР составляют $8 млрд., но валюты там только $5 млрд.

И ухудшающий фактор – лафа от низкой цены на нефть и газ остается, но «разбавителей» и «растворителей» больше не будет, а это около $2 млрд. в год.

По подсчетам Обуховича, «собственные усилия в приросте экспорта принесли нашей экономике валютный доход в 320 млн долларов, 2,77%). В год это составляет $750 млн. Это отлично, но недостаточно. Такая вот «эффективность» работы нашего реального сектора экономики».

Обухович обращает внимание и на то, что «Не обошлось без мелочной манипуляции с цифрами: была изменена методика подсчета экспорта услуг, куда были включены переводы наших трудовых мигрантов. Поскольку никто точно эту цифру назвать не может, произвольно установили, что она составляет 240 млн долларов в месяц. (Что вряд ли. По данным посла РФ, наших трудовых мигрантов в России – около 800 000, почти 18% имеющихся у нас трудоспособных. И присылают домой они больше чем по 300 долларов в месяц)». Но это скорее «плюс» для правительства – реальность лучше статистики.

Исходя из этого, что бы не уменьшать ЗВР (а Ермакова хочет их увеличить на $5 млрд.) придется в этом и будущем году занимать около $5-6 млрд.

Обухович же насчитывает необходимость изыскания $4 млрд.

уже по январь2013 г.:

«До конца года по валютному балансу необходимо изыскать ресурсы: 1,5 млрд – выплаты по внешнему госдолгу; 1 млрд – выкупить находящиеся в залоге акции «Нафтана»; 1 млрд – компенсировать потери от прикрытия схемы с растворителями; 0,8 млрд – обеспечить выплаты по госдолгу в январе 2013 года» «Из ожидаемых внешних поступлений - 0,44 млрд (транш ЕАБР, если договорятся по МАЗу). Итого – требуется найти около 4 млрд долларов».

Обухович: «Эффективность работы остальной экономики продолжает падать. И меры, принимаемые правительством для ее повышения, абсолютно неэффективны».

«По моему мнению, даже руководство страны уже осознало, что белорусская социально-экономическая модель в ходе кризиса прошлого года погибла. Как минимум она нуждается в срочной модернизации. (Хотя идеологическим службам таких директив пока и не поступало, и они все еще долдонят про успехи). Втихую идет и демонтаж системы. В частности, и в госаппарате, и в заводоуправлениях предприятий идет сокращение лишней численности. Правда, пока в форме выталкивания людей низкими зарплатами. Госпрограммы никто не отменял, но финансирование их по факту заметно сокращено. На деле негласно правительство стимулирует трудовую миграцию, которая пока позволяет прятать реальную безработицу. А лучше про нашу знаменитую «модель» вообще забыть и начинать строить что-то более адекватное создавшемуся положению дел».

По мнению Обуховича, следует:

- экономику страны придется открывать. Конкуренция на внутреннем и российском рынках, будет только усиливаться;

-производственный потенциал страны нуждается в срочной модернизации;

- имеющихся объемов внешнего сбыта для модернизации экономики страны недостаточно;

- освоение новой продукции на предприятиях советского типа (по полному циклу, с полной подготовкой производства) идет с слишком большими затратами и слишком медленно. Необходимо развертывание фирм нового типа (инженерных центров, сетевых компаний, пр.), способных быстро ставить на поток перспективные изделия;

- занятость, баланс на местном рынке труда не должны быть проблемами предприятий;

- рассчитывать на интерес стратегических инвесторов к участию в наших предприятиях не приходится. Основным источником инвестиций должны быть кредиты;

- идет процесс выкачивания трудовых ресурсов из страны. Требуется принять меры для удержания в стране необходимых специалистов;

- единственным конкурентным преимуществом наших крупных предприятий является наличие квалифицированного инженерного персонала. Однако сегодня этот ресурс развития практически не используется.