Путин и патриарх: несвященный союз

На модерации Отложенный

"Он называет президентское правление Путина чудом Божьим, а вопли панк-группы Pussy Riot в московском храме - бесовщиной: Кирилл I, Патриарх Московский и всея Руси, - один из самых могущественных союзников российского президента", - пишет Анн-Катрин Симон в материале для Die Presse.

Приговор трем участницам Pussy Riot, находящимся под судом за акцию в храме Христа Спасителя, ожидается 17 августа. "В то время как Путин недавно рекомендовал вынести мягкий приговор, патриарх, по-видимому, хочет наказания, которое послужит примером", - пишет автор. Она отмечает, что активистки прежде всего критиковали "слияние Церкви и Кремля, Путина и Патриархии".

"Это слияние интересов началось не с действующего патриарха. После падения коммунистической системы религии придавалось огромное значение при создании национальной идентичности, и Путин продолжает использовать ее в этом качестве. Он снова ввел преподавание православия в школах, спонсирует строительство церквей. Патриарх, в свою очередь, перед выборами рекомендовал переизбрать Путина и обвиняет его критиков в грехах", - пишет автор. Она сообщает, что несколько дней назад патриарх благословил закладку храма при Академии ФСБ. На церемонии говорилось, что спецслужбы обеспокоены "все более тонкими" нападениями на христианский образ жизни.

При этом, по данным автора, действительно верует лишь малая часть населения. Согласно историку искусства Екатерине Деготь, цитируемой в статье, типичные результаты опроса выглядели бы следующим образом: "Вы православный? Да. Вы верите в Бога? Конечно, нет". Тем не менее, продолжает автор, Церковь вновь занимает почти те же позиции, что в дореволюционной России.

"Николай II - самый богатый святой в истории России. Сегодня богатство и религия в России снова гармонично идут рука об руку, даже если патриарху за это иногда становится неловко", - пишет автор, напоминая об истории с дорогими часами, изображение которых было удалено с фотографии патриарха.

"В сравнении с радикальными православными деятелями патриарх считается умеренным консерватором, скорее ориентированным на Запад. Но разделение Церкви и государства, несмотря на семьдесят лет коммунизма, представляется невозможным", - отмечает автор. Она напоминает, что Кирилл спустя день после вступления в должность объявил, что будет строить взаимоотношения с властью на византийской концепции "симфонии", согласно которой светская власть и духовенство соотносятся как тело и душа.

"Идеологических моментов, разделяемых и Путиным, и патриархом, достаточно. Оба предпочитают "закон и порядок", консервативные ценности, испытывают недоверие по отношению к современному западному пониманию свободы - так же, как и многие россияне", - отмечает автор. Немецкий теолог Томас Бремер, автор книги "Крест и Кремль", говорит, что некоторые основные права в России оцениваются иначе, чем на Западе: "демократия считается западной моделью, она связана с конкуренцией; относительно распространен взгляд, что государство должно строиться на общественной гармонии".

"Тех, кто нарушает это "согласие", продиктованное сверху, преследуют, и в основном им везет куда меньше, чем Pussy Riot. Другие противники режима могут только мечтать о таком медийном отклике и поддержке с Запада", - пишет автор.