Митволь передал редакции «Новой» копию любопытного документа. Это — эксклюзивное соглашение, под которым стоят подписи руководителя Росприроднадзора Владимира Кириллова и главы ОАО «Агентство экологической информации» Анатолия Ткачука. Соглашение касается создания инновационной автоматизированной Системы для сбора, обработки и систематизации статистической и динамической информации по воздействию на окружающую среду (от 05 июня 2012 года). Как следует из текста документа, речь идет де-факто о создании некоего подобия «экологической ЕГАИС», структуры, которая будет собирать, обрабатывать, анализировать и передавать компетентным органам информацию о негативном воздействии на окружающую среду со стороны тех или иных организаций и коммерческих структур. В первую очередь — со стороны промышленных предприятий.
Цитирую: «ОАО «ЭКО-ИНФОРМ» обеспечит проведение мероприятий по следующим направлениям сотрудничества:
проектирование, создание и обеспечение стабильной работы Системы;
передача Росприроднадзору и уполномоченным органам государственной власти статистической и динамической информации по воздействию на окружающую среду;
разработка простой и доступной формы предоставления объективных показателей по природоохранной деятельности, защите окружающей среды, а также эффективному природопользованию регионов и промышленных предприятий».
А Росприроднадзор, в свою очередь, рассмотрит вопрос об «использовании Системы для корректировки платежей за негативное воздействие на окружающую среду».
Замечательно. Собирать информацию будет частная компания, а корректировать платежи на основе этих данных — Росприроднадзор.
Как пояснил мне Олег Митволь, у каждого предприятия есть определенный лимит на выброс вредных веществ, а если оно допускает выбросы сверх лимита, это обходится в разы дороже.
Соответственно, платежи можно «корректировать» как в меньшую, так и в большую сторону, в зависимости от объема вредных выбросов — теперь по данным Системы, созданной и эксплуатируемой частной фирмой.
Риторический вопрос: если незаконопослушный руководитель предприятия, сливающего в речку какую-нибудь гадость, решит, что ему дешевле заплатить за «корректировку данных», чем за превышение лимита, куда он теперь обратится — в «ЭКО-ИНФОРМ»?
Впрочем, есть вопрос и поважнее.
Допустим, в фирме — партнере Росприроднадзора работают кристалльно честные, неподкупные люди. Но способны ли они адекватно оценить негативное воздействие на окружающую среду, есть ли у них для этого необходимые ресурсы и опыт?
Вопрос звучит не праздно хотя бы потому, что, согласно данным ЕГРЮЛ, ОАО «Агентство экологической информации» было создано только 4 апреля 2012 года — за два месяца до заключения исторического соглашения. А его учредителем является некий Международный общественный фонд поддержки авиации и космонавтики «Авиационно-космический фонд». Вот скажите мне, где «космический ДОСААФ» и где — экология?
Кстати, этот же фонд учредил еще и открытое акционерное общество «Русские минеральные ресурсы», сайт которого оформлен в точном соответствии с сайтом «ЭКО-ИНФОРМ». Может, и этой компании удалось заключить какое-нибудь «эксклюзивное соглашение», и она теперь будет мониторить разработку месторождений, выдачу лицензий на соответствие деятельности компаний инвестпроектам?
Впрочем, большее значение, чем учредитель, в нашей истории может играть президент ОАО «ЭКО-ИНФОРМ». Цитирую письмо Олега Митволя, которое он официально направил Владимиру Путину: «Пикантность данной ситуации добавляет то, что вопросы нормирования выбросов и сбросов вредных веществ в Росприроднадзоре курирует заместитель руководителя Мороз С.И., а «эксклюзивные» полномочия в соответствии с указанным соглашением были переданы его тестю Ткачуку А.Н».
«Новая газета», со своей стороны, конечно, не стала писать Путину, потому что деятельность Росприроднадзора курирует Правительство РФ и его председатель Дмитрий Медведев.
А вот Дмитрию Анатольевичу мы направили официальный запрос (по факсу, электронной почте и через «Твиттер»), попросив, в частности, ответить, насколько целесообразной может быть передача государственных полномочий частной компании и насколько это допустимо с точки зрения действующего законодательства? Необходимо ли было руководителю Росприроднадзора В.В. Кириллову, подписавшему данное соглашение, согласовывать это решение с Министерством природных ресурсов и правительством Российской Федерации?
С запросом «Новая» обратилась и к руководителю Росприроднадзора Кириллову, желая, в частности, узнать, проходило ли указанное соглашение антикоррупционную экспертизу и если нет, то почему?
Мы также надеемся, что Анатолий Ткачук ответит на вопрос «Новой»: действительно ли он является тестем замруководителя Росприроднадзора С. Мороза и верно ли, что возглавляемая им фирма создаст Систему за свой счет — ведь соглашение не налагает на его стороны финансовых обязательств?
«Новая» также предлагает представителям промышленных предприятий, которые, возможно, уже столкнулись с работой Системы, поделиться этим ценным опытом с редакцией.

Комментарии