Как «партократы» боролись с «партократией»

На модерации Отложенный

Как «партократы» боролись с «партократией»

Сейчас Тарасюк и иные руховцы — как нынешние, так и прошлые — рассказывают, что Рух создавался для борьбы против коммунизма и уж точно за развал СССР. Один из «фундаторов» НРУ Лесь Танюк недавно в «УМ» поведал о учредительном съезде организации: «Это был мощный съезд. Объявлялось сопротивление Советскому Союзу. До сих пор этот вопрос не ставился так решительно — речь шла только о демократизации». Этим заявлениям вторят многие другие «воспоминания» участников того съезда: якобы Рух изначально декларировал необходимость скорейшего выхода Украины из СССР и, конечно же, изначально боролся против КПСС.
На самом деле все было не так. Достаточно вспомнить, что Рух даже в свое название включил слова «за перестройку». И тогда с трибуны съезда многие выступавшие заявляли о частых встречах организаторов НРУ с Кравчуком (сейчас то же самое повторяет Танюк). Мало того, Кравчук был довольно активным участником съезда, длившегося два дня (8—9 сентября 1989 г.), и даже выступил там с напутственным словом. А речь его не раз прерывалась аплодисментами. И, кстати, особые аплодисменты будущих «борцов с партократией» Леонид Макарович сорвал после таких слов: «Ленин, которому я поклоняюсь и буду поклоняться, как поклоняюсь Шевченко, Франко, Лесе Украинке...»
Кравчук провозгласил под одобрение зала: «Партийные организации республики хотели бы видеть в Рухе своего естественного и активного союзника в деле обновления общества. В свою очередь мы готовы содействовать всем выдержанным, конструктивным инициативам и практическим действиям новой общественно-политической организации... Давайте взаимно руководствоваться намерением сообща создать инструмент общественной консолидации на социалистической советской платформе».
Прямо с трибуны съезда Кравчук стал раздавать указания членам КПУ, вошедшим в Рух (а согласно докладу мандатной комиссии почти каждый четвертый делегат съезда был коммунистом или комсомольцем): «Вы должны не терять в нем (в Рухе. — Авт.) партийных позиций, партийных обязанностей, партийной ответственности за свою деятельность».
А теперь «ветераны-руховцы» рассказывают, как они боролись с коммунизмом? Приведу цитату из доклада мандатной комиссии: «Настоящих коммунистов в Рухе много. Проект Программы поддержали даже целые партийные ячейки... На съезде присутствует многочисленная группа ответственных партийно-советских работников, в частности заведующий идеологическим отделом ЦК Компартии Украины Леонид Макарович Кравчук, который, как известно, никогда нас не забывает, о чем свидетельствуют и его выступления на наших собраниях, и живое освещение в руководимых им средствах массовой информации деятельности Руха».


То есть по сути Кравчук и его аппарат были фактическими соучредителями Народного Руха! Возможно, тогдашний аппаратчик ЦК КПУ Борис Тарасюк это и имеет в виду теперь, взирая на нас с биллбордов?
Чтобы ни у кого не было сомнений в отношении тогдашнего партийного руководства к создававшемуся Руху, можно напомнить, что буквально через несколько дней после съезда НРУ Кравчук резко пошел на повышение, став секретарем ЦК КПУ. Видимо, таким образом были оценены его заслуги в создании Руха.
А уж как клялись с трибуны съезда отцы-основатели НРУ в приверженности делу Ленина! Причем многие из тех, кто сейчас так же яростно рвет на себе рубашку, кляня коммунизм, и аплодирует актам вандализма против памятников Ильичу. Например, нынешний бютовец Владимир Яворивский в выступлении тогда подчеркивал: «В двадцатом столетии мы пошли за коммунистами, потому что поверили в идею социализма... Мы и сегодня верим — он возможен, социализм с человеческим лицом. Верим и готовы еще потерпеть... Именно поэтому коммунисты, ...не загнанные в психушки украинские писатели основали Народный Рух Украины за перестройку». Что-то сейчас я нигде не видел в «мемуарах» об учредительном съезде слов о том, что «коммунисты основали Народный Рух».
Небезызвестный Иван Салий, на тот момент 1-й секретарь Подольского райкома КПУ, а позже киевский градоначальник, торжественно заявил: «Я коммунист с четвертьвековым стажем. И не собираюсь открещиваться от партии... Партия берет на себя ответственность за прошлое и за будущее. Своей позицией, работой она возобновит и доверие, и поддержку... Размежевание здоровых сил Руха и здоровых сил партии — это бессмыслица. Нас ждет кропотливая совместная работа».
Полковник Вилен Мартиросян, который тогда тоже был на слуху, постоянно цитировал Устав КПСС и признал, что «вдохновителем и организатором всех наших побед всегда была Коммунистическая партия». А в конце добавил: «Я обращаюсь ко всем коммунистам. Я коммунист и хочу свое выступление строить как коммунист. Вот мы привыкли критиковать Рух, и не раз мне говорили, что там только экстремисты собираются; там люди, которые призывают, соответственно, к ликвидации Советской власти. Но я, находясь с вами тут, ни одного экстремиста не видел!»
Так на начальном этапе Рух боролся с «партократией».