Светя другим, сгораю сам, и скоро превращусь в огарок

Кто постоянно работает с людьми? Попробуем перечислить профессии: врачи, учителя, психологи, аптекари, PR-специалисты всех мастей, секретари всех уровней и рангов, сотрудники правоохранительных органов, менеджеры по продажам, и многие, многие другие.

Представители этих профессий нередко жалуются: «Не могу больше! Надоело! Не хочу идти на работу!».

- Почему?- спрашиваю. - Начальство у тебя нормальное. Зарплата – терпимая. Работа – любимая. В чем дело?

- Не знаю! Устаю без причины, все меня раздражает... Голова стала сильно болеть, сон пропал…

Вот и Иван Дмитриевич, наш сосед, врач-невропатолог, уже второй месяц ходит похудевший и, как в воду опущенный.

- Доброе утро, на работу?

– Да вот, поплетусь в свою больничку. Пациентов много, работы море, а я бы с радостью за удочку – и на речку.

Вы? Удочку?…нездоровится, наверное?

Наш сосед известен тем, что работает без отпуска многие годы – пока насильно не вытолкают. Из отпуска регулярно сбегает в клинику, на работу.

- Да, вроде, здоров, разве что поджелудочная шалит немного.

- Так сдайте анализы, подлечитесь.

На меня посмотрели через очки, как глядят на букашку.

- Вот вроде умная женщина, а очевидного не понимает, - с укоризной изрек доктор. – Анализы меня не спасут, неужели это сложно уяснить?

- Гм-м ?

- Поджелудочная железа – индикатор радости, - если она не в порядке, стало быть – жизнь безрадостная. - Он поднял указательный палец, нацеливаясь в меня, - Вы, например, живете в удовольствие?

- Ну, - я принялась изучать покрашенные в коричневый цвет перила (встретились мы на лестнице), - бывает по-всякому…

- Бывает и коровы летают, - пробурчал Иван Дмитриевич, намереваясь двинуться в путь. Однако его воспитание не позволяло повернуться к женщине спиной.

– Ладно, я вам так скажу: нельзя дело делать без удовольствия. Никакое! А тут что получается? – он удобно облокотился о перила, поскольку понял, что беседы не избежать. – Я уже двадцать лет в больнице, каждый день привозят десятки инсультов …Вам приходилось видеть инсультника? Нет? Это - полутруп…и мне нужно вернуть его к жизни. Покрутись-ка, попробуй, доктор, чудо сотворить, будто ты шестикрылый Серафим…

А сколько среди больных - молодых людей, которым жить положено! У них жены, дети…хорошо ли без отца расти? Тут, понимаешь, не расслабишься, за больным глаз да глаз нужен - лекарства, процедуры, консилиумы. Вытянешь его с того света – такая радость, почти Богом себя чувствуешь…

- ЗдОрово! Так зачем на свою поджелудочную жалуетесь, мол, живу без радости?

- А если помочь человеку уже не можешь?! И что тогда на душе творится, догадываетесь? Или вы думаете, что врачи - пни бесчувственные?

Он точно не был пнем, сколько раз соседи его даже по ночам тревожили – никому не отказал, сам лекарства покупал и приносил. Грамотный врач и добрый человек.

В глазах мужчины пробежала тень, он явно вспомнил что-то неприятное. Вытащил сигарету, раскурил и сказал, как припечатал:

- Тягловый мерин устал. Послал бы все к чертям собачьим!

- Иван Дмитриевич, так ведь пашете денно и нощно, как не устать?

Он пожал плечами, мол, да, пашу…Спустя секунду продолжил:

- Тут у меня случай был недавно – человека спас, а жена его жалобу накатала, - я за двадцать лет ко всему привык, а тут меня перемкнуло, обидно стало.… Вы меня знаете, я с больными не церемонюсь: хочешь жить – выполняй мои указания. Объясняю им: от тебя самого, дружок, зависит: выкарабкаешься из болезни, или нет. На 90% от тебя! А врач – он помогает тебе из беды выбраться, у него всего 10 % помощи для тебя имеется: правильный диагноз и верная схема лечения. Если оба постараемся – жить еще долго будешь!

- Не маловато ли для врача процентов отпущено?

- так Бог распорядился. Ведь что получается: мужик пил, курил, вкалывал, плевал на свое здоровье, допрыгался до ручки - и здрасьте вам – дайте таблетку, чтоб быть здоровым! Нет таких таблеток!!! Каждый за себя в ответе! Твоя жизнь – тебе решать, как сохранить здоровье до старости. – Его сигарета дымилась в руках, все знали, что он бросил курить, но привычка думать под папиросный дым осталась.

-И о чем жалоба-то?

- да…привезли одного в реанимацию, еле откачали, месяц я с ним, как нянька возился, – а он, говнюк, только ходить начал – тут же бутылку жена принесла, они ее и оприходовали.

Выгнал я его, держать таких в больнице бесполезно, лекарства будут с водкой пополам лакать.... А жена жалобу накатала, дескать, врач - палач выгнал вон; дома-то он ей больной не нужен, собутыльники у нее покрепче имеются.

- Да сколько уже таких кляуз было…

- То-то и оно! Я себе удивляюсь: меня вдруг как ножом отрезало от работы, ничего не хочу…

- Иван Дмитриевич, Вы просто переутомились…

- Именно, утомился…от людей сбежать охота, - он затянул молнию на курточке, намереваясь уходить, улыбнулся грустно. – Не удивляйтесь, Бога ради, такое случается в нашей профессии. Эта хандра у нас «синдромом профессионального выгорания» называется. Знаете, как свеча: горит, сгорает и превращается в огарок. Не я первый, не я последний - у моих коллег тоже бывает такое состояние.…Ну, пойду, всего доброго, – и он приподнял воображаемую шляпу.

Иван Дмитриевич спускался, а я смотрела ему вслед. Нужно ли так гореть на работе, чтобы сгореть? Ему нет и пятидесяти, а он белый, как лунь. Еще недавно крепкий был, двужильный, в работе души не чаял, дневал-ночевал в больнице. Его жена бурчала, «соломенной вдовой» себя называла. Мы все его очень уважаем. От него корыстью никогда не пахло, как от некоторых лекарей; живет наш доктор скромно: мебель в квартире старая, есть машина, видавшая виды, дачка деревянная за городом – от родителей осталась. Большого добра доктор не нажил. Честный, безотказный работяга в белом халате – немало еще таких белокрылых Серафимов имеется в медицине. Других-то они лечат, о профилактике пациентам рассказывают, а о собственном здоровье – начисто забывают.

Ну, а если посмотреть шире - не только в медицине, но и в любой профессии можно найти людей, о которых древние говорили:

Aliis inserviendo consumor. Aliis lucens uror. Служа другим, себя трачу. Светя другим, сгораю.

Так что такое «Профессиональное выгорание»? Понятно, что связано с работой, …а конкретней?

Выясняя вопрос, узнала, что этот синдром развивается на фоне хронического стресса. Возникает в результате накопления отрицательных эмоций. Приводит к истощению эмоционально-энергических ресурсов человека. Симптомами могут быть постоянная усталость, раздражение, головные боли, постоянная бессонница, резкое и беспричинное (на первый взгляд) ухудшение слуха или зрения.

Цепляет этот синдром, прежде всего тех, кто ежедневно с людьми работает (постоянное   напряжение сказывается.)

До поры до времени синдром не замечают. Ну, устал человек, голова болит, бессонница. Мало ли, … пройдет!

Оказывается, не пройдет! Игнорировать симптомы нельзя. Нужно действовать – идти к специалисту лечиться, менять жизнь, работу, цели, – вытягивать себя за волосы из этого эмоционального болота, которое очень опасно для здоровья – серьезную болезнь можно себе накликать. Нужно искать и находить положительные эмоции, научиться сбрасывать страхи и радоваться…хотя бы и малому.

А то, что же получается?

 Светя другим, сгораю сам.

А тараканы из щелей:

Зачем светить по всем углам?

Нам ползать в темноте милей.

 

Светя другим, сгораю сам,

А нетопырь под потолком:

Какая в этом польза нам?

Висел бы в темноте молчком.

 

Светя другим, сгораю сам.

Сверчок из теплого угла:

Сгораешь? Тоже чудеса!

Сгоришь - останется зола.

 

Сгорая сам, светя другим...

Так, где же, вы - глаза к глазам,

Те, для кого неугасим?

Светя другим, сгораю сам!

 

Приписывается Владимиру Высоцкому.