Еще одна невинная жертва тоталитарного режима

Нас было четверо, все 1921 года рождения. Мы любили стихи и сами начинали писать. Особенно увлекались поэзией Есенина, Гумилева, Клюева, Мандельштама, других поэтов, считавшихся в то время антисоветскими и запрещенными. Всех нас за это-то распространение стихов Есенина и других поэтов в начале 1941 года по доносу и арестовали.
 Поместили нас в разные камеры-одиночки в «Большой дом» - так называлась тюрьма, которая находится на Литейном проспекте. Следствие вел молодой лейтенант (фамилии его не помню, но при желании можно установить), на допрос он вызывал только ночами, а днем спать в камере не разрешалось. Дежурный по тюрьме приводил в кабинет следователя и начинался допрос - требовалось признание в антисоветской деятельности. Следователь видел бессмысленность дела (не мог он этого не видеть), по ходу допроса часто говорил, что органы КГБ не ошибаются, что, когда лес рубят, то щепки летят, когда ловят рыбу, то берут и маленькую рыбешку, и вообще, коль мы попали в «Большой дом», то лучше во всем признаться и отправиться в исправительно-трудовой лагерь, чем томиться в одиночной камере.


   Клещенко Анатолий Дмитриевич, 1921 года рождения, уроженец д. Поройки Молокского района Ярославской области, русский, беспартийный, внештатный сотрудник газеты «Смена», проживал: Ленинград, пр. К. Либкнехта, д. 28/1, кв. 69.
      Арестован 13 февраля 1941 года Управлением НКВД по Ленинградской области.
      Обвинялся по ст. 17-58-8 (подстрекательство совершению террористического акта), 58-10 ч. 1 (антисоветская агитация и пропаганда), 58-11 УК РСФСР (организационная деятельность, направленная к совершению контрреволюционного преступления).
      20 мая 1941 года Военный Трибунал Ленинградского Военного округа приговорил Клещенко А. Д. к лишению свободы сроком на 10 лет с последующим поражением в политических правах сроком на 5 лет.
      Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 20 августа 1957 года приговор Военного Трибунала Ленинградского Военного округа от 20 мая 1941 года в отношении Клещенко А. Д. отменен, и дело за недоказанностью обвинения прекращено.
      Клещенко А. Д. по данному делу реабилитирован.

А, кроме того, Клещенко писал такие стихи. И немного распространял их...

Вызов

Пей кровь, как цинандали на пирах.
Ставь к стенке нас, овчарок злобных уськай,
Топи в крови свой безпредельный страх
Перед дурной медлительностью русской!

Чтоб были любы мы твоим очам,
Ты честь и гордость в наших душах выжег,
Но всё равно не спится по ночам
И под охраной пулеметных вышек.

Что ж, дыма не бывает без огня:
Не всех в тайге засы́пали метели!
Жаль только, обойдутся без меня.
Когда придут поднять тебя с постели!

И я иду сознательно на риск.
Что вдруг найдут при шмоне эти строчки:
Пусть не услышу твой последний визг,
Но этот стих свой допишу до точки.

<1939>,
Ленинград

<pre> КАНАЛ ИМЕНИ СТАЛИНА Ржавой проволокой колючей ты опутал мою страну. Эй, упырь! Хоть уж тех не мучай, кто, умильно точа слюну, свет готов перепутать с тьмою, веря свято в твое вранье... Над Сибирью, над Колымою вьется тучами воронье.

Конвоиры сдвигают брови, щурят глаз, чтоб стрелять ловчей... Ты еще не разбух от крови? Ты еще в тишине ночей не балуешься люминалом и не просишь, чтоб свет зажгли? Спи спокойно, мы - по каналам и по трассам легли навалом, рук не выпростать из земли. О тебе вспомнят наши дети. Мы за славой твоей стоим, раз каналы и трассы эти будут именем звать твоим.</pre>

В лагере Клещенко работал художником...

И, немного о С.Есенине при Сталине

(1. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Фотоальбом. Издано Екатериной Есениной. Предисловие И. Р. (Рюрик Ивнев?). 42 фотографии. Москва, 1928. — «Склад изданий «Никитинские субботники».
2. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Стихи и поэмы. М.: Федерация, 1931. — Твердый переплет, 232 с.
3. ЕСЕНИН  С. Стихотворения./ Вступительная статья А. Ефремина. М.: Московское товарищество писателей, 1933. - Твердый переплет, 400 с.
4. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Стихотворения./ Под редакцией Казина В. Вступительная статья Горбова Д. Переплет художника Дехтярева Б. М.: Художественная литература, 1934. — Твердый переплет, 374 с. — Формат: 13,5х19,5 см
5. ЕСЕНИН С. Стихотворения./ Вступительная статья и редакция А. Дымшица. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1940. — Твердый переплет, 420 с., портр. — (Библиотека поэта. Малая серия. № 58)
6. Сборник стихов/ Сост. В. Казин и В. Перцов. М.: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1943. — Твердый переплет, 576 с.
7. ЕСЕНИН С. А. ИЗБРАННОЕ./ Сборник составлен С. А. Толстой-Есениной. Тексты и датировки произведений сверены составителем с рукописями поэта. М.: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1946.
8. Русская советская поэзия. Сборник стихов. 1917-1947. Москва: Художественная литература, 1948.
9. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Избранное./ Составление и примечания П. И. Чагина. Портр. работы художника А. Яр-Кравченко. Переплет и титул художника Н. Ильина. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952.  — Твердый переплет, 272 с.)

Более полно "о запрете Есенина".

Николай Фурин

 

От РП: Надо же, "кровавый режим". Только что прошло две серьёзных локальных войны - Финская и Халхин-Гол, на носу Великая Отечественная, уже началась негласная мобилизация под видом учений резервистов и начался досрочный выпуск из военных училищ. Генштаб СССР уже дал руководству страны экспертную оценку, что немецкие войска выйдут на оперативный простор раньше, чем мы закончим мобилизацию. А тут "за Есенина", ага. Классическая "пятая колонна". Был ли, согласно действовавшему законодательству, состав преступления? Нет вопросов. К слову, лично знал семью человека, который в Англии получил 5 лет тюрьмы в 1942 только за то, что положительно отозвался о полководческих способностях Гитлера. Не писал наполненных злобой стихов о королеве и правительстве с фактическим призывом к уничтожению. Кстати говоря, писал в 1939 году, когда страна вела как раз эти две упомянутые войны - Халхин-Гол и Финскую. Казалось вот-вот столкнемся с гитлеровской Германией, но в том году обошлось. А гражданин писал именно тогда. Враг ли это? Безусловно. Безумие ли оставлять таких граждан на свободе, чтобы они сотрудничали с твоими врагами и стреляли тебе в спину? Безусловно. Является ли самозащитой государства и спасение невинных людей изоляция или даже ликвидация таких предателей? Безусловно. 

Что характерно, очередная гнида "села ни за что", "за Есенина". Идиотам советуем больше слушать враньё "безвинных жертв". "Дали 10 лет за 3 колоска, за рассказанный анектот...", почему-то в реальности всё оказывается сильно не так.