Почему из Олимпийских игр ушла политика

В Интернете сейчас много обсуждают спортивные результаты Олимпийских игр, в том числе весьма посредственное выступление россиян, однако мало кто заметил, что все олимпийское движение стало другим. Дело в том, что из него семимильными шагами уходит политика.
Важную роль в деле государственной пропаганды олимпийские медали играют только для авторитарных стран типа Китая, Северной Кореи и частично России с Белоруссией, для остальных спортивные достижения остаются только спортивными достижениями.
Деполитизация Олимпиад привела к тому, что прекратилась популярная в 80-х годах прошлого века тактика бойкотов игр. Тогда, напомню, страны НАТО бойкотировали московскую Олимпиаду 1980 года, а страны соцлагеря игры 1984 в Лос-Анджелисе. Сейчас же Великобритания отказалась пускать в страну Александра Лукашенко, тем не менее никому и в голову не пришло требовать бойкота соревнований в Лондоне со стороны белорусских спортсменов. Все же требования к бойкоту прошлой Олимпиады в Пекине или будущей в Сочи смотрятся откровенно маргинально. И, несмотря на всю истерику в Интернете, Путину вопрос по процессу над Pussy Riot задали не спортивные чиновники или британский премьер, а российские журналисты.
Причина деполитизации в том, что Олимпийские игры стали коммерческим мероприятием, поэтому МОК в финансовом плане куда больше зависит не от своих стран-членов, а от глобальных корпораций. Без спонсоров также не обходится ни одна национальная федерация по любому виду спорта. Исключения тут, пожалуй, это – Китай, КНДР, Куба и другие специфические страны.
Так что смело можно говорить, что если в начале XX века МОК следовал заветам барона Пьера де Кубертена, то в его конце их сменили заветы маркиза Хуана Антонио Самаранча. Бывший посол Испании в СССР часто именовался нашими согражданами Иваном Антоновичем с намеком на его связи в КГБ. Но тем не менее именно Самаранчу мы обязаны современными Олимпийскими играми.
Изначально проведение Олимпиад полностью финансировала страна, которая их принимала. Однако с развитием олимпийского движения росли и расходы, что привело к глубочайшему кризису. Например, в 1976 году по финансовым соображениям отказался от приема Олимпиады американский Денвер. Так что пришедшему в 1980 году на пост президента МОК Самаранчу пришлось провести реформы сродни гайдаровской шоковой терапии.

Он впервые ввел практику спонсорских контрактов и продажи прав на телетрансляции, а для повышения престижа и зрелищности соревнований разрешил участвовать в них профессионалам наравне с любителями. Поэтому американскую дрим-тим в баскетболе и канадскую в хоккее мы видим на Олимпиадах именно благодаря маркизу Самаранчу.
Сейчас бизнес в олимпийском движении уже отодвинул политику и потихоньку отодвигает спорт. Вернее, те его виды, которые плохо продаются телезрителям. Например, уже на играх в Лондоне нет бейсбола и софтбола, ходили разговоры об исключении из программы современного пятиборья. Зато включаются в программу более "ходовые" виды спорта – женский бокс и всякие удобные для телетрансляций спринты – лыжи зимой, гребля на байдарках летом, кроме того, в программу летних Олимпиад все активнее сватают зрелищное регби.
Однако, несмотря на всю коммерческую составляющую Олимпийских игр, они существенно уступают в составляющей спортивной не только профессиональному спорту – НХЛ, НБА, бокс, бои без правил, "Формула-1", но и крупнейшим теннисным и футбольным соревнованиям. Сильные теннисисты очень часто бойкотируют игры, сейчас, например, в них не участвует Рафаэль Надаль, а футбольный турнир на Олимпиадах представляет собой соревнования молодежных команд.
Телезрители тоже это понимают. Финалы Чемпионатов мира и Европы по футболу, например, имеют такую телеаудиторию, какой на Олимпиадах могут похвастаться лишь церемонии открытия и закрытия, то есть шоу, а не спорт. Так что через неделю, когда лондонская Олимпиада завершится, можете не сомневаться, будет обсуждаться вал предложений о том, как сделать Олимпиады более привлекательными, а, значит, более прибыльными, ибо пока из трех китов – спорт, политика и бизнес самых жирным является последний.
Да и, наверное, главное доказательства ухода политики из Олимпиад — выбор городов, которые их будут принимать. Пекин и Сочи, какими бы политически спорным ни были решения МОК, это освоение новых глобальных рынков, соответственно, увеличение прибыли для олимпийского движения в целом. Иногда говорят, что и для отдельных членов МОК, но это как раз доказательство того, что денежные купюры победили политику. Автор этого "чуда" Хуан Антонио Самаранч, кстати, как говорят, был главным лоббистом как столицы Китая, так и российского субтропического курорта.