Экономика России не угонится за обещаниями чиновников

На модерации Отложенный Эксперт: «Большинство финансовых показателей растет исключительно на бумаге»
Буквально за несколько месяцев правительство заметно улучшило прогнозы относительно ближайшего будущего российской экономики. В новом сценарии Минэкономразвития, говорится, что негативный эффект, который наносят западные санкции, окажется не столь болезненным, как казалось ранее: ВВП снизится почти вдвое меньше ожидаемого уровня, инвестиционный спад не станет катастрофой, что позволит в уже 2024-2025 годы выйти на докризисный уровень основных финансовых показателей.
 
 

Независимые эксперты уверены, что экономическое ведомство несколько торопятся с оптимистическими выводами и отводят на реанимацию российской экономики вдвое больше времени. 

Как утверждают правительственные аналитики, стране удалось избежать резкого обвала экономики, который прогнозировался весной этого года. «Траектория спада оказалась более плавной, что позволяет адаптироваться к происходящим изменениям», — отмечается в новой версии прогноза.

Весной Минэкономразвития прогнозировало, что спад ВВП России в 2022 году составит 7,8%. Теперь ведомство снизило оценку падения до 4,2%. По расчетам Министерства, выход российской экономики на докризисный уровень произойдет в конце 2025 года, однако уже в 2024 году отечественный ВВП прибавит около 3,7%.

По словам кандидата экономических наук, финансового аналитика Михаила Беляева, декларируя сначала более тревожные прогнозы, а потом сглаживая резонирующие общество показатели, чиновники в первую очередь нивелируют психологический эффект от возможных негативных экономических обстоятельств, с которыми нашей стране и ее населению придется столкнуться в будущем.

Профильные ведомства исподволь готовят граждан к худшему сценарию, хотя существуют факторы, способны внушать больший оптимизм относительно будущей финансовой ситуации в стране. В частности, доходы сырьевого сектора, на которые опирается национальная казна, продолжат оставаться стабильными. Хотя в июне ежедневный экспорт российской сырой нефти и нефтепродуктов из нашей страны упал на 250 тыс баррелей до 7,4 млн «бочек» в сутки (что стало самым низким показателем с августа 2021 года), экспортная выручка России за тот же месяц увеличилась на $700 млн до $20,5 млрд, что на 40% выше среднего показателя прошлого года.

«Если оперативная прибыль от продажи нефти и газа растет, то России просто необходимо воспользоваться благоприятной конъюнктурой. Доходы нашей страны от экспорта углеводородов растут, несмотря на сокращение физических поставок», — отмечает эксперт. 

Как полагает Беляев, в связи с более высокими темпами выхода из кризисной ситуации российская экономика может рассчитывать и на улучшение инвестиционной активности частного сектора. «Хотя кредиты государственных финансовых организаций на первых порах будут далеко не всегда обеспечивать прибыльность заемщиков, тем не менее, предприниматели получат стабильное денежное обеспечение, стимулирующее поддержку их деятельности в будущем», — считает аналитик.

Впрочем, надеяться на свершение быстрых экономических подвигов у россиян также нет оснований. Несмотря на предсказание снижения темпов спада экономики с 7,8% до 4,2%, спад при этом остается спадом. Подобная отрицательная динамика, как говорит главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев, не впервые наблюдаются в XXI веке. Сопоставимые по глобальности падения отмечались в 2008 году, во время мирового экономического кризиса, в 2015 году, когда Россия столкнулась с обострением санкционного давления со стороны Запада, и в 2020 году в разгар эпидемии коронавируса. Однако тогда на преодоление кризиса отечественная экономика тратила не более года, тогда как сейчас на выход к докризисному уровню государственные прогнозисты выделяют не менее двух-трех лет.

«Большинство экономических показателей растут исключительно на бумаге или за счет государственных резервов, накопленных в прошлые годы. Так, в 2023-2024 годы реальные располагаемые доходы населения, по оценке Минэкономразвития, увеличатся на 1,2-3,5%. Но как достичь роста доходов людей, если макроэкономические показатели будут падать? — задается вопросом Николаев. — Исключительно за счет государственных субсидий — внепланового повышения пенсий и других льготных выплат. Возможное социальное недовольство за счет таких мер будет, конечно, подавлено, однако не факт, что у государства на фоне спада найдутся средства на подобные «подарки» своим гражданам».