Франкенштейны на стадионах
Лондонская Олимпиада может быть первой, на которой выступают атлеты с измененными генами
Иллюстрация: picvario.com/Russian Look
Высокие полеты
Попытки раздуть скандал из успехов Йе Шивень приводят к неожиданным результатам. После того, как 16-летнюю китаянку не удалось уличить в применении лекарственного допинга, особенно бдительные специалисты и, конечно, конспирологи заговорили о более зловещей возможности, несущей угрозу честному спорту – изменениям спортсменов на генетическом уровне.
Разговоры о современных Франкенштейнах на дорожках бассейнов и стадионов начались с легкой руки уважаемого в мире плавания человека – Джона Леонарда, директора Всемирной ассоциации тренеров по плаванию, т.е. человека в спорте и плавании далеко не случайного.
После того, как медики отвергли предположения, что Йе принимает допинг, Леонард предложил им проверить, все ли в порядке с юной чемпионкой на генном уровне.
Представители китайской делегации, конечно, назвали предположения Джона Леонарда абсолютно беспочвенными и необоснованными, но слова одного из самых авторитетных тренеров по плаванию вызвали широкую полемику о скором появлении атлетов, непобедимых благодаря манипуляциям с генами.
Еще четыре года назад эффект разорвавшейся бомбы произвел снятый накануне Олимпиады в Пекине немецкой телерадиокомпанией ARD документальный фильм «Высокие полеты в Китае».
Напомним, один из авторов журналистского расследования, выдававший себя за тренера пловцов из Америки, обратился к завотделением генной терапией одной из пекинских больниц с просьбой помочь его подопечному усилить легкие.
«Да, мы можем вам помочь,- согласился китайский медик.- И хотя опыта лечения стволовыми клетками спортсменов у нас нет, процедура эта полностью безопасная. Стволовые клетки попадают в кровь и разносятся по всему организму. Лечение займет две недели и будет стоить 24 тыс. долларов. Я рекомендую четыре внутривенных инъекции по 10 млн. клеток каждая. Хотя, конечно, значительно эффективнее вдвое большая доза. Мы также используем гормоны человеческого роста, но с ними нужно быть осторожнее, потому что они в списке запрещенных препаратов».
Наука созрела
Если еще несколько лет назад разговоры о генном допинге спортсменов казались чем-то из области научной фантастики, то сейчас о них всерьез говорят авторитетные ученые. Большое внимание уделяет этой проблеме и Всемирное антидопинговое агентство (WADA), о чем говорит наличие в нем генетического отдела, сотрудники которого разрабатывают тесты обнаружения манипуляций на генном уровне в спорте. Его глава, доктор Тед Фридман, считает, что наука созрела для такого вмешательства в организм атлета.
Его уверенность строится на лабораторных исследованиях семилетней давности, проведенных, правда, на мышах, но показавших, что генная инженерия может оказаться полезной для спортсменов и тренеров, стремящихся к победам любой ценой. Рональд Эванс, специалист по гормонам из Института биологических исследований Дж. Солка в Ла-Джолле, Калифорния, создал в 2005 году группу генетически измененных мышей с повышенной массой медленно сокращающихся мышечных волокон, очень важных для повышения выносливости и укрепления сердечно-сосудистой системы.
Мыши Эванса бегали на час дольше обычных грызунов, не прибавляли в весе независимо от диеты и сохраняли отличную физическую форму даже без тренировок.
На другом конце Америки, в университете Пенсильвании, доказали, что мышечную массу и силу мышей можно значительно увеличить при помощи синтетической версии белка IGF-1. Мыши, которые получали этот белок, прибавили в весе св. 60% и легко взбирались по лестнице со 120-граммовым грузом, в 3 раза превышавшим их собственный вес.
Ученые из Пенсильвании ухитрились при помощи манипуляций с генами увеличить в 3 раза мышечную массу комнатной мухи. Правда, она не могла достаточно быстро махать крыльями, чтобы поддерживать в воздухе свой вес.
Гены на службе спортсменов
Генная терапия пребывает в младенческом возрасте. Ей нет еще и 10 лет. Она родилась после 2003 года, когда был составлен геном человека и когда ученые научились находить ответственные за ту или иную болезнь гены. Дальше все просто. По крайней мере, теоретически – необходимо только заменить «плохой» ген на хороший.
Делается это в большинстве методик генной терапии при помощи генетически измененной ДНК, которую помещают в вирус и вводят в организм человека. Вирус внедряется в клетку, где измененная ДНК присоединяется к обычной.
Опять же теоретически такой метод вполне применим и к спорту. При помощи вирусов и измененных ДНК можно воздействовать на гены, отвечающие за выработку, скажем, переносящих кислород красных кровяных телец (эритроцитов) или за мышечную массу.
Биологический паспорт
Главная проблема с генным допингом заключается в трудности его обнаружения. Казалось бы, выявить манипуляции с генами несложно – нужно только обнаружить чрезмерно высокое количество эритроцитов в крови, но тем не менее надежных методов его обнаружения до сих пор нет, потому что измененный ген очень трудно отличить от обычного. По крайней мере, к лондонской Олимпиаде WADA разработать и подготовить тесты не успело.
С одной стороны, вирусы, средства доставки измененных генов, все же оставляют следы, которые можно обнаружить, но с другой, противная сторона, на которую работают не менее опытные ученые, чем в WADA, наверняка, научится в самом ближайшем будущем использовать вирусы, которые не оставляют следов.
Поэтому в генном отделе WADA и в МОК считают, что более перспективно бороться с генным допингом при помощи так называемого «биологического паспорта», содержащего физиологический портрет атлета. Как только анализы показывают резкое изменение каких-то веществ, например, тех же эритроцитов, значит, спортсмен вызывает подозрение и его следует самым тщательным образом проверить.
Впрочем, с эритроцитами не все так просто. Сейчас у спортсменов, не гнушающихся ничем для достижения побед, все более популярны переливания крови. Вся сложность в том, что для затруднения обнаружения переливаний, повышающих выносливость и силу, используется собственная кровь атлета, заготовленная заранее и переливаемая накануне старта.
В надежде уличить нечестных победителей МОК хранит образцы крови медалистов 8 лет, чтобы их можно было проверить, когда появятся новые методики и тесты.
Результаты налицо. Перед самым открытием Олимпиады в Лондоне Арне Юнквист, глава медицинской комиссии МОК, сообщил о результатах повторных анализов около 100 образцов крови, сохраненных после афинской Олимпиады. Новые методы и тесты позволили выявить 6 подозрительных атлетов, которым запретили участвовать в Играх в Лондоне. Они могли употреблять допинг, обнаружить который 8 лет назад еще не умели.
То же, что новые методики тренировок?
Улучшить спортивные результаты можно и при помощи стволовых клеток. Они помогают быстрее залечивать травмы и восстанавливаться после операций, но на этом их чудодейственные свойства не заканчиваются. Инъекции стволовых клеток помогают очень быстро наращивать мышечную массу и улучшать скоростно-выносливые показатели, а также продлевать на много лет спортсменам карьеру. Конечно, они не сделают из плохого атлета олимпийского чемпиона, но помочь серебряному или бронзовому призеру стать золотым им вполне по силам.
Сторонники генного допинга любят рассуждать о моральной стороне, только смотрят на проблему с другой стороны. Поскольку стволовые клетки в отличие от обычного допинга не вредны и не имеют побочных воздействий (пока, по крайней мере, они не найдены), то их нельзя считать допингом в обычном понимании этого слова и следовательно запрещать. Инъекции стволовых клеток, по их мнению, являются всего лишь одним из преимуществ, пусть и самым передовым и, возможно, наиболее эффективным, которыми и так уже давно обладают богатые спортсмены. К ним относятся и подготовка в горах, и новые методики тренировок, и лучшие тренеры, и достижения спортивной науки.
Тем не менее спортивные власти продолжают утверждать, что генный допинг ничем не отличается от остального и поэтому не может быть разрешен.
Борьба за чистоту спорта ставит выбор: или сомневаться в каждом чемпионе и в каждом рекорде, или оставить все, как есть, т.е. пустить на самотек и заменить борьбу спортсменов на борьбу медиков, фармакологов и генетиков
Комментарии