Татарстан превращается в Чечню?

На модерации Отложенный

Третье пришествие Владимира Путина, судя по всему, сулит оказаться роковым. В то, что самодержец по-прежнему "велик и ужасен", похоже, не верят не только солистки Pussy Riot, но и те, на ком держится вся властная вертикаль – региональные элиты, лояльные Кремлю.

 

Чем дальше, тем больше становится ясно – страх наиболее "горячих" регионов перед "белым царем" безвозвратно уходит в прошлое. И значит, верным путинским вассалам в борьбе за удержание позиций на местах все больше приходится полагаться на самих себя и свой локальный авторитарный ресурс. Образ федерального центра как великого модератора и примирителя любых местных конфликтов при этом все больше тускнеет и блекнет, и с этим ничего не поделаешь. C’est la vie…

 

В первую очередь, местный имперский наркоз начинает отходить там, где воспаление, загнанное кремлевскими санитарами вглубь, неумолимо нарастало все эти годы.

 

Не успел Интернет отзвенеть по поводу вчерашнего скандального заявления кубанского губернатора Александра Ткачева, продекларировавшего намерениие "выдавливать" за пределы Края выходцев с Северного Кавказа и тем самым де-факто вступившего в политическую конфронтацию с соседними регионами РФ, как раздался не менее знаковый "звонок" из Татарстана.

 

Госсовет Татарстана ужесточил требования республиканского закона "О свободе совести и религиозных объединениях". Решение было принято на внеочередной сессии, собравшейся в связи с недавним покушением на муфтия Илдуса Файзова и убийством его заместителя Валиуллы Якупова.

 

Ранее в татарстанском законе о свободе совести вполне либерально говорилось, что "учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан". Теперь в нем четко прописано, что право на создание религиозной организации имеют лишь граждане РФ. Кроме того, кандидаты, претендующие на должность священнослужителей, обязаны отныне предъявлять диплом о религиозном образовании. Если это образование окажется "импортным", то духовные власти Татарстана будут самостоятельно решать, признавать такой диплом или нет.

 

"Как известно, религия отделена от государства, но не от общества. Нам брошен вызов", – пояснил принятие этих заведомо скандальных поправок вице-премьер Татарстана, экс-глава МВД Асгат Сафаров. По его словам, организаторы терактов хотели "дестабилизировать ситуацию в мусульманской умме" и "выбить из ее рядов наиболее последовательных и принципиальных сторонников ханафитского масхаба". После перестройки в Татарстан, где в ту пору не хватало образованных имамов, отметил Сафаров, хлынули различные религиозные течения, в том числе салафитские (ваххабитские) эмиссары. "Салафиты уже готовы вести джихад на территории республики", – тут же добавил нынешний глава МВД Татарстана Артем Хохорин.

 

Не осталась в стороне от обсуждения и РПЦ. Митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий поспешил заявить, что внесение запретительных поправок в закон о свободе совести "сыграет положительную роль как для православных, так и для мусульман".

 

В ближайшее время поправки к закону будут подписаны президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. Его позиция по данному вопросу -предельно четкая. Хотя следствие еще не закончено, он видит в случившемся теракте след конфликта между различными течениями внутри мусульманской общины (уммы) Татарстана. Возможно, в таком предположении президент республики прав. Но главное не это.

 

Главное то, что Рустам Минниханов, судя по всему, намерен жестко противостоять в этом конфликте лишь одной из противоборствующих сторон: "Такого у нас никогда не было, чтобы даже рядового муллу кто-то обидел.

Это говорит о том, что проблема серьезная… Надеюсь, в ближайшее время наши правоохранительные органы найдут виновников трагедии, которая произошла 19 июля. Если люди живут другими идеями, не свойственными традиционному исламу, и если это противоречит согласию и стабильности в республике, значит, эти люди – наши враги, и это надо понимать".

 

Оставим в стороне все вопросы, которые тут же возникают: "В каком из российских законов написано, что ханафитский масхаб – законнее и благотворнее салафитского?", "Каким образом соотносится с закрепленным в Конституции РФ принципом свободы совести намерение татарстанских властей разрешать или запрещать тем или иным людям создавать религиозные объединения?", "Может ли чиновник в светском государстве (а Россия – пока что именно светское государство) называть сторонников "нетрадиционных" религиозных идей – противниками власти и общества?" и т.д.

 

Все эти вопросы,  во-первых, риторические, а во-вторых – они запоздали и потому неактуальны. Ясно, что в Татарстане, скорее всего, уже наметился отчетливый вектор дальнейшего развития событий. И задача политиков, наблюдателей и общественности в целом – не заклинать, проклинать или причитать, а постараться выработать позицию в отношении того, что будет в реальности, а не того, что "должно в ней быть", согласно абстрактному имперскому умозрению.

 

И связи с этим следует предположить, что если в Татарстане сохранится status quo, при котором авторитарный истеблишмент, включая официозную часть духовенства, будет и дальше, используя властные рычаги, жестко подавлять оппозиционно настроенных верующих (среди которых много молодежи), развитие событий в этой республике имеет все шансы пойти по "чеченскому сценарию". То есть по пути раскручивания маховика исламистской герильи.

 

Выдержит ли федеральный центр, который сегодня с трудом противостоит "восстанию кисок" и пребывает явно не в лучшей полицейской форме, бремя еще одного затяжного кровавого противостояния? А ведь отвечать за самовольные разборки татарстанских властей с их местными оппонентами в конечном счете придется именно Кремлю. А если он не сможет эффективно ответить? Что тогда?

 

А тогда Россия со временем рискует превратиться в пространство множества "маленьких Ливий". Или "Сирий". И на фоне этих событий столичные "марши миллионов" покажутся пустопорожними гламурными променадами. Каковыми они, в сущности, и являются…

 

Чисто теоретически, лекарство против неконтролируемого распада империи есть. Это – "контролируемый распад", то есть, реальная, а не мнимая, федерализация и регионализация. Иными словами, это переход от неэффективного авторитаризма к режиму политической свободы, когда все политические силы, реально существующие в различных регионах, получают возможность легально бороться за реализацию своих программ. В том числе и исламские политические силы. В том числе и "салафиты-ваххабиты" – буде таковые пожелают создать свою партию, допустим, в Татарстане.

 

Однако, насколько можно судить, сегодня о таком истинно либеральном сценарии выхода из авторитарного коллапса не думают и не рассуждают вслух ни власть, ни оппозиция. А значит, горячие точки на территории РФ будут и дальше все более накаляться…

 

Даниил Коцюбинский


Подробнее:http://www.rosbalt.ru/federal/2012/08/04/1018906.html