"Дружба народов " в Советской армии
На модерации
Отложенный
Иерархия в армии заложена самой ее сущностью, но в Советской Армии стали развиваться т.н. "неуставные отношения". Обычнейшая вещь, но в Советской Армии, где такой вид "неуставняка", как "дедовщина", подмял под себя часть уставных отношений, ситуация была особой. В данном случае речь идет о таких неуставных отношениях, которые на языке самих их участников назывались то русским словом "землячества", то научным термином "национализм".
Напомним, что призыв на действительную службу в Советской Армии проходил по всей территории СССР, но неукоснительно соблюдалось правило экстерриториальности. Большая площадь страны позволяла любого призванного удалять от дома. За этим правилом, заметим, стояло представление, что местные связи и местные лояльности военнослужащего заведомо окажутся сильнее тех, которые ему предложит универсальный институт армии.
Собственно говоря, так и случилось. С той только разницей, что "местными", "природными" основаниями оказались такие, которые к местности были привязаны не больше, чем срок призыва к возрасту призывника. В конфликтной среде казармы стали формироваться противостоящие друг другу виртуальные, как теперь говорят, общности, формируемые по смешанным расово-культурно-географическим и геополитическим признакам. Есть основания полагать, что первыми шагами были действия по статусной субординации призывников из не-славянских этносов. Они были дискриминируемы как "чурки". Далее среди них стали различаться "урюки" и "шашлыки", первые, соответственно, выходцы из Средней Азии, вторые - с Кавказа.
(Отдельно обращаю внимание гайдпаркеров на то, что некоторые неполиткорректные этно-характеристики сохранены в статье для соблюдения авторской стилистики изложения).
Вряд ли можно говорить о формировании в армии полноценной (с точки зрения соответствия теории) конструкции "образа врага", но образование жестокой и воспроизводящейся вражды несомненно. Более того, вражда эта обнаружила широкие возможности расширенного воспроизводства. Были найдены новые основания для консолидации и размежевания. Дискриминация москвичей происходила на внеэтнической основе, другие основания рассматривали себя как национальные. В военных городках или в отдельных подразделениях, иногда даже в отдельных призывах становилось обязательным размежевание по какому-либо сконструированному признаку.
Не следует заблуждаться относительно весьма нарочитой сконструированности и самих этих ситуаций. Концентрация призывников из одного региона или объединенных каким-либо еще значимым в армейских условиях признаком никогда не получалась "сама", "стихийно". Формирование состава частей и подразделений полностью было в руках соответствующих инстанций военного ведомства. Их стараниями в этих частях создавалось доминирование одной либо другой группировки. Другое дело, что признак, который становился либо основанием для солидарности, либо основанием для дискриминации, задавался не ими, а возникал в тесной казарменной среде, в сотни раз сгущавшей воздух империи.
Следует упомянуть и то, что подчиненное положение "чурок" в силу хотя бы демографической ситуации в СССР осуществлялось не во всех частях. Их контр-действия в иных случаях давали почувствовать на себе тяжесть казарменного террора "лицам славянской национальности" - недружным меж собой кацапам, хохлам и бульбашам. Иногда доминирующей стороной оказывались упомянутые "шашлыки", не менее сложное объединение хачей с азерами и т.п.
Так или иначе, собранный в неволю казармы "весь советский народ" в своей молодой мужской части в семидесятые годы уже безусловно не желал поддерживать "дружбу народов", номинальный оплот якобы свободного отечества. А разделить призывные контингенты и разрешить проходить службу на своей территории не соглашалось руководство, в первую очередь, военное. Так оно блюло целостность страны. Наверное, и до сих пор думает, что правильно делало.
Возникшая вражда межевала юношей 18-20 лет. Эксцессы вражды заботили политорганы армии, которым приходилось в той или иной мере отвечать за них. Для описания этих процессов был придуман, как говорилось, термин "неуставные отношения", в отличие от слов солдатского жаргона почеркивающий дистанцию говорящего от самого явления. Таким же образом были придуманы названия для объединений, заданных внутриказарменной ситуацией. Основание, которые политработники старались положить в основу термина, было, как уже указывалось, предопределено несложившимся имперским контекстом, несостоявшимся плавильным котлом.
Потому опорным термином стало слово "национальность". Далее усмотрение политработников положило - надолго - на одну плоскость этнос, регион, конфессию. "Лица славянской национальности" vs "лица кавказской национальности" vs "лица мусульманской национальности". Последнее определение, впрочем, ушло с распадом СССР, поскольку было предназначено для "урюков". Ни татар, ни чеченцев, ни других внутрироссийских магометан оно не имело в виду.
Единство "братских славянских народов" после распада СССР тоже не раз подвергалось большому риску. Опросы 1992-1993 годов регистрировали нарастающее наличие среди россиян тех, кто готов был ради возвращения Севастополя или Крыма применять военную силу против Украины. От респондентов - выпускников военных учебных заведений, где курс набирался еще до 1991 года, приходилось не раз слышать рассказы о том, как прощались с однокурсниками-украинцами: "не дай нам бог встретиться". Есть еще несколько косвенных свидетельств о том, что именно украинцев ладили на место "врага". Переключение на Чечню остановило этот процесс.
Источник: http://www.polit.ru/docs/618834.html
Комментарии
Дедовщина - особая тема.
А теперь представим, что всем выдали оружие. Мгновенно перестреляли бы друг друга...
Столкновений между кавказцами и славянами никогда не было.
В свободное время кавказцы собирались вместе, били в бубен и пели свои песни.
Брянские ребята заламывали пилотку, растягивали, взятую в клубе гармошку и отдельно пели партизанские песни и частушки.
Брянские ребята становились невыносимыми, когда одному из них давали звание сержанта или, не дай бог, ефрейтора.
Любимой шуткой брянского ефрейтора была – заорать в час ночи: - «Абдулкеримов!!!!».
Абдулкеримов спросонья кричал: - «Я!!!!». А брянский ефрейтор продолжал: - «Абдулкеримов! Уй нюхать будешь?»
И все брянские ребята – «Гы! Гы! Гы!»
В 1971 г. в Нечерноземье была засуха. Беларусь "попросили" помочь. И жителей нашей деревни - тоже "попросили". Деталей уже не знаю, но помню, как все наши жители, в том числе и мои родители, отдали около по 100 кг картофеля. Но не крупного,а мелкого, который использовали для кормления скота.
Думаю, потому что не верили, что этот картофель достанется Ивановым-Сидоровым. Да и Соввласть боялись, но не преклонялись.
Мне повезло - не было на службе кавказцев и азиатов. Но рядом был стройбат. И тот ужас я хорошо помню. Там не было армии - была вакханалия.
Комментарий удален модератором
Все зависело, в основном, от ротного командира.
В наши годы офицер, как правило, трудился "от темна до темна" и об описываемой в статье "дедовщине" не было речи.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Охотно соглашаюсь, что пишете Вы искренне и на основе личного опыта.
И что?Сняли с командиров корабля(пограничного),задержали документы на присвоение очередного звания на 3 года,лишили возможности поступить в академию...
Так что офицеры опасались выносить сор из избы...
И по евреям тоже - встретился брат с однокашником-евреем(по КВВМУ) на морских путях,тот поделился ходом службы и как его "задвигали"...
росиянин это мы все.
Бывают славяне мусульмане.
Комментарий удален модератором
Под трубы и барабаны "русского пробуждения" Политбюро ЦК КПСС и КГБ СССР сначала охмурили русского мужика и голодранного интеллигента, а потом и обобрали их до нитки и скинули в яму нищеты и вымирания русского народа.
И все это под самый махровый "Патриотизмус".
А "Белая гвардия" до того растравила русского мужика своей "неделимостью" царского самодержавия, что он был готов воевать хоть за большевицкого дьявола лишь бы не видеть больше николашкиной морды.
Так что за большевицкую мразь Россия должна сказать большое спасибо "Белякам".
Хотите повторить тоже самое с остатками российской государственности?
Совсем беда, если в подразделении, куда попал служить новобранец «шишку держат» кавказцы. Пол года сплошного стресса ему обеспечены.
Сейчас иногда в ленту попадают статьи о конфликтах в Российской армии с дагестанцами. Мне просто смешно читать комментарии. Все это «бледная тень» того, что было в армии СССР
В любой армии мира существуют "неуставные" отношения и "объединения" по месту призыва.
И разве можно мерить "дружбу народов" симпатиями или антипатиями молодых негулянных пацанов, заключенных в узкие рамки казармы?
Дружбу народов определяют не юные девственники, а зрелость национальной элиты, способной и готовой к национальному компромиссу для достижения цели. Например, общей безопасности, как экономической так и национальной, военной.
Многие, как Грузия, Казахстан, собирались под крыло Империи не из большой "любви" к русским, а в порядке самосохранения.
Другой вопрос, как воспользовалась Империя их положением и как "присоединила" Кавказ, чтобы создать непрерывность с Закавказьем.
Но что взять с "Империи"? Была сволочью и останется.
Сегодняшние политические реалии в мире в любом случае приведут к интеграции советских республик на принципе общей границы, одной Армии и Флота, одной экономики.
Тоже можно, если они согласятся.
приглушала вражду на уровне армейских стихийных землячеств.
Были два центра негласного руководства солдатами -
деды (старослужащие) и лидеры националистических групп.
Это не считая офицеров,которым руководить полагалось по должности.
У нас третья рота был сформирована из одного призыва,
был такой эксперемент во времена СССР.
Год они продержались, когда в других ротах были деды.
А по второму году службы, когда вся рота стала так называемыми дедами,
разодрались
по национальному признаку.
Дрались русские и казахи (вместе)
с азиатами и кавказцами.
В окна выпрыгивали...
Эксперемент провалился...
В нашей части почти в каждом призыве был один или таджик или киргиз или туркмен,или узбек.
И по отдельности среди русских они ничем не выделялись были спокойнее, умнее и доброжелательнее.
А неподалеку была часть строителей коммунизма набранаая полностью из детей гор и далеких улусов.
Смешно было наблюдать как они ругаются между собой.
- ты Чурка!
- ты сам Чурка
а спросишь а ты какой национальности?
Был ответ - русский не понимай.
И это самая хитрая уловка была у них, до года русских не понимай, а после года не положено.Лиж бы не работать и саботировать службу в СА.
Не выделялись, но были "спокойнее", и т.д.?
Вы если заметили что там где они смешиваются с русскими они сами становятся русскими.А в своем стаде за редким исключением ничем от баранов не отличаются..
Никогда, никто , ни разу не поднимал национального вопроса, хотя табуретки бывало ломали о головы и спины.
Вполне обыкновенная дедовщина. Вне зависимости от разреза глаз.
Когда почти при нуле спишь под открытым небом (в казарме месяц потолка не было :)))), то тут не до дедовщины или нац. вопросов.
По крайней мере в бывшей российской армии никаких других методов особо не наблюдалось. Всеобщий попандос очень хорошо вырабатывает ответственность.
Отлично всё помнится. особливо дико это смотрелось, когда ты служил после вышки.
Впрочем, справедливости ради отмечу-ребята из Баку-в массе своей замечательный народ. и грузины-очень дружелюбны.
с армянами-чуть сложней. Очень уж хитрожопы. Ухо востро над держать.
дедовщины,,ложки,, то что тут написано для моего времени это
бред сивой кобылы
всегда заканчиволась провалм его идей
После его смерти стал зарождаться паханат под предлогом либерализма, который перешел и в армию, как "стариковство".
Но думаю,ещё раньше так же складывалось в исправительных лагерях,через которые прошли миллионы,и принесли это "богатство" домой,в семью,на улицу,в общество...
Служил на Тихоокеанском флоте, на флагманском крейсере, 66-69 гг. Экипаж корабля - это нечто другое, чем обычное армейское подразделение.
На небольших кораблях и подлодках бытовали вообще тесные семейные отношения, но и у нас, где численность личного состава достигала тысячи человек, практически каждый знал каждого, более или менее.
Я призывался тогда на 4-е года, год скостила реформа, и когда пришёл на "коробку", там было много старослужащих в возрасте 29-31 год. Мне было 19, как и прочим салагам, и мы для них были детьми, потому что дома у многих были свои дети и жёны.
Много было узбеков. Мой первый командир отделения - Абдурасулов, а всё отделение (народу не хватало) - он да я. Какие были с ним отношения? Я для него был как строптивый младший брат, которого он, чтобы я сильно не светился, предпочитал иногда запирать в вентвыгородку до обеда, снабдив мешком с изюмом и и интересной книжкой.
Не национальность, а год службы определял порядок и жизнь на корабле. А порядки были порой весьма жёсткие, но справедливые и обоснованные, без всякой примеси национализма и унижения.
Когда я сам стал командовать людьми, и ко мне попадали пареньки из "Ташкента", не умевшие отличить унитаз от раковины, я делал всё, чтобы они стали настоящими "морскими" ребятами, нахальными, знающими и уверенными в себе.
Чем хороша военная служба? Она просвечивает тебя насквозь. И не твои успехи в должностном продвижении, а отношение к тебе друзей-товарищей позволяет взглянуть на самого себя с уважением.
Я отслужил три долгих и трудных года. И мне не стыдно взглянуть в глаза любому, с кем служил и встречался потом, нечаянно, за тысячи миль.
И сколько лет прошло. А корабль снится, время от времени, и опять я хожу по нему, где знакомы все кубрики, посты, отделения и люди, люди...
парней покрепче и взваливал на них объязанность следить за порядком,плюс круговая ответственность.При нарушении отвечало
всё подразделение.Естественно,виновных избивали.Ещё! Азиат или кавказец попадал к славянам и был так хорош,что ложи его
к болячке.Приходит ещё один и они уже кучкуются.Приходит трей-
тий-четвёртый,и уже республика.Они начинают задавать тон,начи-
нают задираться.Славяне действуют по одному,а они кублом.Вот
начало национального террора.А всё вместе-неуставные
отношения.