Покойся с миром, дорогой Водный кодекс!

На модерации Отложенный

В четверг, 2 августа ЯБЛОКО и движение «Открытый берег» провели поминки по Водному кодексу. Мы спустили на воду венок в память о законе, попираемом строительством элитных коттеджей на береговой полосе. После этого общественная инспекция с воды осмотрела пляжи Серебряного бора и Щукинского полуострова, которым грозит та же участь.

Как объяснил журналистам Менжерицкий, согласно новой программе Правительства Москвы - перепланировке природных территорий, в каждой такой природной зоне выделяются рекреационные зоны. Смысл переформатирования в том, чтобы разрешить здесь капитальное строительство, пустить сюда большой бизнес.

На месте леса (Сергей Менжерицкий показал на деревья за спиной участников инспекции) в скором времени должны появиться кафе, рестораны, фитнес клубы и жилые комплексы. Этот берег, который когда-то находился в составе ООПТ «Серебряного бора», был постановлением Правительства Москвы по инициативе Департамента природопользования выведен из категории особо охраняемых и ценных территорий. Так лес по сути превратился в обыкновенный городской асфальт.

Противоположный берег Москва-реки, Щукинская коса, по планам властей должна быть застроена на две трети. Уже сейчас расположенный там Первый исторический пляж Серебряного бора захвачен неизвестной структурой. Наша инспекция закончилась посещением этого места. Но прежде мы с активистами и журналистами сели в катер и отправились к Карамышевской набережной, застроенной особняками.

Чтобы не привлекать лишнего внимания охраны строящихся зданий, инспекция наблюдала за ними с середины реки. Дворцы и таунхаусы можно хорошо разглядеть и с противоположного берега, настолько они огромны. У одного из них то ли баня, то ли гостевой домик устроены в виде кормы старинного корабля, в натуральную величину.

Это самый крупный самострой на земле, которая принадлежит Российской Федерации, причем самострой в чистом виде, так как не было выдано ни одного разрешения на строительство. Здесь построено около двух десятков строений. Городские власти инициировали судебные иски, по которым здания полагалось снести. Уже и компании, которым предстояло демонтировать сооружения, были выбраны на конкурсе. Однако 9 декабря 2011 года, когда был запланирован снос, сюда никто не приехал. Наступила тишина, а потом новый префект Владимир Гавердовский сказал, что на Карамышевской ничего сносить не будут.

Вместе с первым заместителем председателя Московского «ЯБЛОКА» Галина Михалева и Сергеем Менжерицким мы спустили на воду венок с черной ленточкой в память о Водном кодексе. Шестая статья кодекса, гарантирующая гражданам свободный доступ к берегам водных объектов, очевидно больше не исполняется.

Когда венок скрылся из виду, общественная инспекция отправилась осматривать пляжи Серебряного Бора, которых в скором времени москвичи могут лишиться. Первым делом осмотрели исторический пляж Большого театра. Ситуация здесь накалилась в мае, когда под видом «благоустройства» власти города попытались незаконно присоединить к территории только что отстроенного здесь дачно-дворцового комплекса полукилометровый участок общедоступной береговой полосы. В средствах мэрия, как обычно, не стеснялась: чтобы вытеснить москвичей с их привычных мест отдыха, экскаваторами были перекопаны лужайки у реки, а пляж и примыкающие к нему дорожки, существующие с 50-х годов, сплошь засажены деревьями и кустарником.

«Посажено около 2 тысяч саженцев, сажали без всяких правил, как картошку – втыкали в песчаную землю в июне. Весь этот лес за 2,5 млн рублей просто погиб, - рассказывал Сергей Менжерицкий. - Когда это стало известно, Департамент природопользования решил устроить провокацию. Он обвинил экологов, которые пытаются привлечь внимание к этому наглому казнокрадству, в уничтожении этих саженцев»

Вопрос о бессмысленной трате бюджетных средств и нанесение вреда москвичам, которые лишились любимого места отдыха, остается открытым.

Далее инспекция осмотрела Второй пляж Серебряного бора, который заканчивается многометровым забором с камерами видеонаблюдения по обеим сторонам – за ним начинаются владения главы «Лукойла» Вагита Аликперова.

Это место знаменито тем, что здесь впервые в истории России удалось обеспечить работу статьи 6 Водного кодекса мирным путем. Представители общественности и компании «Лукойл» подписали согласительный акт, и с июня 2012 года этот берег открыт. Менжерицкий показал калитку в заборе, через которую любой желающий может пройти на территорию нефтяного магната.

Когда «Лукойл» открыл этот берег, администрация Серебряного бора долго удивлялась – зачем? Сейчас уже понятно, почему вопрос задавался в такой тональности. Как выяснилось, в планах Департамента природопользования была застройка всей этой территории и его огораживание.

Общественная инспекция завершилась осмотром Первого исторического пляжа Серебряного бора на Щукинской косе. Когда-то к причалу пляжа приставали речные трамвайчики. Сейчас причала нет, катер общественников смог пришвартоваться лишь в частном водно-лыжном клубе, тоже построенном на незаконно захваченном берегу. До конечного пункта инспекции пришлось идти несколько километров.

Еще два месяца назад территория пляжа была огорожена забором с колючей проволокой. Попасть туда мог только «хозяин» и его окружение, состоящее из представителей силовых структур. Об этом предыдущим инспекциям «ЯБЛОКА» рассказывал сторож захваченного пляжа.

После инспекций и обращений в органы власти пляж все-таки открыли. Активистов и журналистов встретили распахнутые ворота, на которых болталась новая колючая проволока.

Полагаю, что хозяин пляжа выжидает, когда Правительство Москвы примет решения, позволяющие эту территорию использовать под застройку. Тогда он здесь построит какой-нибудь коттедж, и эта территория будет полностью закрыта для доступа граждан, но теперь уже на законных основаниях.

А пока на Первый исторический пляж Серебряного бора может попасть любой желающий. Мы установили на живописном берегу Москва-реки табличку с выдержкой из 6 статьи Водного кодекса и лозунгом акции – «Вернем народу землю и воду!».