Миллиарды «Премьер Эстейт» и Батуриной были антикризисными
Частью кредита на 12,8 млрд рублей, выданного Банком Москвы компании «Премьер-Эстейт» на покупку земли у Елены Батуриной, стали средства из нецелевой статьи московского бюджета.
Как выяснили «Известия», 2 млрд рублей изначально были предусмотрены для поддержки экономики города. Мэрия распорядилась направить их Банку Москвы, но при условии их дальнейшего восстановления. Сразу после увольнения Юрия Лужкова данная оговорка исключена Владимиром Ресиным из документа — так столичная экономика недополучила 2 млрд рублей.
Дело о $400 млн
Летом 2009 года малоизвестная фирма «Премьер Эстейт» приобрела у торгового дома «Раменское» (дочерняя структура группы «Интеко», которая принадлежала Батуриной) участок земли в 58 га на западе Москвы за 12,8 млрд рублей. Своих средств у «Премьер Эстейт» не было, поэтому она взяла кредит на всю сумму покупки в Банке Москвы. За счет вырученных средств Батурина погасила часть долгов «Интеко». В декабре 2010 года, после отставки мэра Юрия Лужкова, было возбуждено уголовное дело: следователи заявили, что сделка совершена по завышенной цене, заем предоставили из 15 млрд бюджетных рублей, выданных мэрией на покупку акций Банка Москвы, а деньги в итоге оказались на счетах Елены Батуриной. «Премьер Эстейт» не погасила кредит, а большая часть земли была позже незаконно передана другим фирмам. Бывшие топ-менеджеры Банка Москвы Андрей Бородин и Дмитрий Акулинин объявлены в розыск, Елена Батурина имеет статус свидетеля. В июне она прилетала в Москву на допрос: ее адвокаты рассчитывают, что он был последним.
Как Москва недополучила 2 млрд рублей
Как рассказал «Известиям» источник, близкий к следствию, для осуществления взносов в уставные капиталы в бюджете Москвы предусмотрена отдельная статья. Но один из траншей в пользу Банка Москвы, на 2 млрд рублей, произведен за счет другой статьи — непрофильной. Об изыскании такой возможности Юрия Лужкова 28 января 2010 года лично попросил действующий на тот момент президент Банка Москвы Андрей Бородин. Уже на следующий день, 29 января, мэр поручил решить вопрос бывшему заммэра по экономической политике Юрию Росляку (нынешний сенатор, также член комитета Совета Федерации по экономической политике) и экс-главе департамента финансов Юрию Коростелеву. Вопрос был решен к апрелю: столичное правительство распорядилось (распоряжение от 23 апреля № 762-РП) купить пакет акции Банка Москвы за счет статьи бюджета «Расходы на реализацию мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики». Правда, в документе содержалась оговорка, что средства должны быть восстановлены в полном объеме, то есть потрачены на поддержку экономики. Но спустя пять месяцев, 29 сентября — на следующий день после указа Дмитрия Медведева об отставке Лужкова — вышло другое распоряжение за подписью врио мэра Москвы Владимира Ресина (от 29 сентября № 2082-РП).
Этим документом отменено положение о возврате 2 млрд рублей. Статья осталась незакрытой, а значит, средства, предназначенные для поддержки экономики Москвы, были использованы не по назначению, отмечает источник «Известий», близкий к следствию.
Распоряжение правительства Москвы о вложении нецелевых средств в акции Банка Москвы не выходит за рамки законодательства, указывает завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Владимир Назаров. — Бюджет — не Святое Писание, и в течение года его можно корректировать. Другой вопрос, насколько принятые решения эффективны и рациональны, когда средства налогоплательщиков, изначально предназначенные для поддержки экономики города, перенаправляют на поддержку отдельного банка, — говорит эксперт.
Лужков: все действия были публичными
По словам пресс-секретаря Батуриной Геннадия Теребкова, все сделки и действия, предшествовавшие покупке земли «Премьер Эстейт», отношения к Батуриной не имеют. — Сделка рыночная, уплачены все налоги, а Елена Батурина стала одним из крупнейших налогоплательщиков в Российской Федерации, — говорит Теребков.
Юрий Лужков в разговоре с «Известиями» подчеркнул, что все решения по Банку Москвы совершались под контролем государственных органов, были публичными и вызвали жгучий интерес только тогда, когда стало нужно привлечь негативное внимание к его персоне. Он указал, что действия правительства Москвы, связанные с эмиссией Банка Москвы, «никаким образом не связаны с решениями, которые банк принимал» в отношении «Премьер-Эстейт». — Остальные вопросы, которые касаются банка и «Премьер Эстейт», не находились в моей компетенции, — добавил Лужков. — Свою позицию я уже сообщил следствию, и следствие удовлетворено, полагаю, поскольку почти год не приглашает меня для дачи пояснений.
В известном уголовном деле по факту кредитования «Премьер-Эстейт» Банк Москвы признан потерпевшим, указал представитель кредитной организации. Для взыскания задолженности используются все законные способы, суд уже принял решение о взыскании с «Премьер Эстейт» по иску Банка Москвы 13,543 млрд рублей. Банк по-прежнему готов максимально оперативно высвободить земельный участок из-под залога, получив денежные средства в погашение долга.
— В случае если заемщик не изыщет возможности погасить свою задолженность по данному кредиту, будем рассматривать другие варианты, — сообщил собеседник в банке.
Комментарии
"Гагаринский суд Москвы приговорил к условным срокам лишения свободы трех фигурантов дела о незаконной банковской деятельности, которые, по данным оперативников, ежегодно выводили в теневую сферу экономики свыше 10 млрд рублей, сообщила РАПСИ в четверг пресс-секретарь суда Марина Новожилова.
По данным ГУМВД по Центральному федеральному округу, обвиняемые Владимир Демьяненко, Татьяна Карасева и Юрий Степанкин в составе организованной группы за денежное вознаграждение в виде процентов от суммы оборота по сделкам оказывали практически весь спектр банковских услуг, в частности осуществляли расчеты по поручению физических и юридических лиц по их счетам, перевод денежных средств, кассовое обслуживание, куплю-продажу валюты, инкассацию.
По данным МВД, счета подконтрольных организованной группе компаний были открыты в банке «Пульс Столицы», через который деньги переводились в том числе и за границу, а выдача обналиченных денежных средств осуществлялась через операционные кассы и депозитарные ячейки указанного банка. Оперативники обнаружили в одной из ячеек 300 тыс. евро и печати фиктивных фирм, фигурирующих в деле. Кроме того, обвиняемые хранили в депозитарной ячейке Нефтепромбанка 18 млн рублей, сообщало управление.
«Суд назначил Карасевой и Демьяненко наказание в виде двух лет лишения свободы условно, а Степанкину — 2,5 года условно», — сообщила пресс-секретарь суда.
По ее словам, подсудимые также были оштрафованы на суммы от 30 тыс. до 60 тыс. рублей.
- http://www.banki.ru/news/lenta/?id=3995160