Оно того стоило!

К БАБУЛЕ!!!
Кому мешала общая страна? Вот и оказалась я за границей. Родители на Украине, моя семья в России, да еще и в Приморье, короче, мы все у черта на рогах. Лишний раз не съездишь – цены такие, что дешевле в космос слетать. А ребенок хочет к бабушке, а бабушка хочет внучку, и бабушку можно понять. Пришлось строиться и искать выход. Чем хорош Владивосток – попутчиков можно найти всегда и в любую точку. Опять-таки, все пути ведут через Москву, а через Москву летят все. Редко кто возражал взять с собой в самолет ребенка или двух. Это потом уже надо было, чтоб у ребенка в билете было указано, с кем он летит. Мы и это обходили: как только сходил снег, начинались поиски оказии. Хотя бы туда. Обратно было проще: как правило, находилась мама с отпуском в августе, и все детишки были пристроены.
Как только ни выкручивались, чтоб на билете сэкономить! До двух лет можно ребенку бесплатно лететь – ищем свидетельство о рождении ребенка до двух лет. Моя дочка даже мальчиком Юрой разок побывала. Несопровождаемых детей берут с восьми лет – и шестилетка становится восьмилеткой. До двенадцати лет можно по детскому билету летать – и пятнадцатилетняя барышня плетет косички и делает «морду попроще». Вот ни капельки не стыдно! К 16 годам малолетки иссякли, и моя доця стала летать по собственному билету, предъявляя собственный паспорт. На регистрации посматривали недоверчиво: а точно 16 – больно мелковата?
Но доставить ребенка в Москву – ровно полдела. И слетаются-съезжаются к нужному месту и времени бабушки, тетушки, дедушки или дядюшки встречать чадо ненаглядное и везти дальше, к себе домой, холить и лелеять, не теряя ни минуточки.
Хорошо, если кому в Ярославль, Орел, Ростов – словом, по России. А нам-то на Украину – значит, доверенность нужна или согласие на выезд за границу (мама рОдная, моя роднАя Украина – заграница!). Значит, до выезда нужно посетить нотариуса. Тоже, скажу, не подарок это мероприятие. Нотариус норовит от папы согласие потребовать, а папа в рейсе. Значит, папа должен прислать заверенное капитаном судна согласие на выезд ребенка.

Папа шлет, а что делать? Дешевле прислать, чем объяснять, что если папа не возражает, то это по умолчанию. А вот если папа против… Но наш-то не против, а наоборот, всеми лапами за.
И если вы думаете, что это все, то нет. Есть еще поезд, который проходит через два пограничных пункта пропуска – Белгород и Харьков. И в каждом вдумчиво и с надеждой проверяют документы – а вдруг…
Тут я немного отвлекусь. Один раз случилась просто идеальная оказия – у нас на соревнованиях был сосед моих родителей, и он сказал, что, мол, не парьтесь, привезу я вам внучку прямо домой. Про доверенности я тогда еще не знала, только-только их ввели, самое смешное – это как-то не афишировалось. Узнала, когда уже все уехали, но до места еще не добрались. Тигр в клетке – младенец по сравнению со мной. Как я металась, представляя себе все что угодно! Картинка – два борца и маленькая девочка. Отнимут погранцы, как пить дать отнимут! Томить не буду – не отняли: мужики элементарно откупились. Честь и хвала всем.
Так вернемся же к нашим баранам – погранцам. Часто спорят, чьи злее. Украинцы говорят, что российские, россияне – что украинские. Сразу скажу – обое рябое, как говаривала моя бабуля. Злее те, что первые на пути. И вот как-то едет моя доця с тетушкой своей. Проверяют у них документы, цепляются, что согласие на выезд только от матери. Им говорят, что по российским законам (см. выше), а девочка – российская гражданка. А откуда, говорят, видно, что девочка – гражданка России, свидетельство о рождении-то украинское? И ждут с надеждой. Щас, говорит моя малявка, и достает свой загранпаспорт. Немая сцена…
Лет уже прошло немало, девушке моей уже давно восемнадцать. Но до сих пор перед глазами две маленькие девочки, идущие к трапу самолета с бидончиками корейского майонеза в руках. Дура была рисковая – в такую даль дитё отправлять? Зато она знает бабушку, деда, родню. Оно того стоило!..