НАТО против Сирии - возможно ли?

На модерации Отложенный

http://www.odnako.org/blogs/show_20084/

 

Саид Гафуров (Институт прикладного востоковедения и африканистики) прокомментировал ситуацию для «Однако»:

-- Сейчас пока сложно предсказать развитие ситуации, но возможно рассмотреть варианты. С точки зрения внешней политики Турция является страной НАТО, а, как известно, многие видные деятели стран НАТО относятся к военному вмешательству в сирийский конфликт положительно. Они уже распробовали вкус крови в Ливии, и им явно понравилось. Натовцы полагают, что они имеют право, а точнее возможность (так будет точнее, потому что право их не интересует) нанести поражение сирийской армии, потому что коалиция НАТО сильнее, чем Сирия. Я не уверен, что турецкая армия сильнее сирийской, но если они будут наступать коалицией (хоть наступать и тяжелее, чем обороняться), то они сумеют эту задачу решить.

НАТО считает необходимым навязать свою волю сирийскому народу. Совершенно очевидно, что НАТО не хочет демократизации в Сирии. Т.н. сирийская оппозиция откровенно говорит, что они не хотят демократии – они хотят власти. Башар аль Асад предлагал демократические реформы. Демократические выборы в парламент прошли. Они действительно были свободные, о чём свидетельствуют и многочисленные наблюдатели. Это было абсолютно демократическое волеизъявление, и народ сформировал парламент. Были проведены и другие изменения: раньше президента избирал парламент, а теперь его избирает народ, и на следующий год назначены президентские выборы.

Казалось бы, что может быть проще -- прекращайте военные действия, требуйте полной амнистии и свободы политических действий (а они гарантированы нынешним сирийским руководством) и начинайте политическую агитацию и пропаганду. Но дело в том, что все понимают, что в нынешних условиях, в случае демократических свободных выборов Асад совершенно гарантировано побеждает ещё в первом круге. Так что повстанцы не хотят демократии – они её боятся. Они понимают, что при этом условии у оппозиции вообще никаких шансов. 

Уже полтора года нам говорят, что «волна народного гнева» сметёт Асада, а ничего этого нет даже близко. Наоборот, народ всё крепче и крепче сплачивается вокруг действующего президента, потому что все видят, кто стреляет, и кто убивает. Посмотрите, кого боевики убивают – ладно солдат, но они убивают знаменитых спортсменов, коммунистов, христиан, мусульман, они убивают алавитов только за то, что те имели несчастье родиться в алавитской семье. Так что люди видят, что происходит. Поэтому сплочение вокруг того, кто этому противостоит – естественно.

В военном отношении у мятежников шансов никаких нет, но в случае интервенции, конечно, их шансы резко повышаются.

Что касается внутриполитической стороны вопроса, то она в Турции играет значительную роль.

На самом деле премьер-министр Эрдоган пытается решить свои внутриполитические проблемы путём проведения маленькой победоносной войны за пределами страны. Конечно, никакой маленькой победоносной войны у него не получилось, но он всё равно пытается переключить внимание на внешнеполитическую сторону. При этом есть очень сильная оппозиция внутри Турции. Прежде всего, не хотят воевать военные – военные вообще люди серьёзные, они прекрасно понимают, что если к курдам присоединятся турецкие алавиты, которых не устраивает правящая партия, то они получат ситуацию, когда им надо воевать, а у них совсем нет тыла. В такой ситуации вероятность попадания дивизий в окружение, гибель целых соединений становится вполне реальной.

Так сложилось, что в районах, близких к границе с Сирией, живёт основная часть турецких алавитов, т.е. как раз непосредственно тыл турецких вооружённых сил в случае агрессии против Сирии может полыхнуть. Да и турецкие солдаты не очень понимают, зачем им воевать против своих сирийских братьев, в том числе братьев по вере. Проливать кровь в интересах НАТО для них удовольствие сомнительное. Эрдоган как опытный европейский политик может пойти ва-банк и устроить военную провокацию, заручившись поддержкой НАТО. Силы, ранее поддерживавшие Эрдогана, обнаружили, что эта позиция невыгодна. Они много на эту тему говорили, и, как только турки обнаружили, что благополучие многих предприятий страны ставится под угрозу, на правительство надавили - и оно отказалось от поддержки санкций против Сирии. Экономическое сотрудничество с Сирией выражается в том, что турецкие предприятия получают заказы из Европы, от Запада и размещают их на сирийских заводах, которые при хорошем качестве значительно удешевляют качество продукции. Турецкий бизнес сейчас готов тоже выступить против войны.

В Турции существуют национальные меньшинства: курды и алавиты – они настроены сильно просирийски. По некоторым западным источникам, алавиты составляют чуть ли не треть населения Турции (причём они живут во внутренних районах).

Эрдоган, почувствовав, что его электоральные перспективы внутри страны слабы, может пуститься в авантюру. Хотя я лично сомневаюсь, что он пойдёт на этот риск с «маленькой победоносной войной», но этого полностью не исключаю.

Я склонен думать, что события, происходящие сейчас на турецко-сирийской границе – это скорее попытка запугать, чем подготовка к войне.

Надо ещё помнить о том, что мы судим о позиции США по истерикам этой бесноватой Хилари Клинтон, в то время как кадровые дипломаты, включая посла Макфола, несколько раз фактически дезавуировали её слова. Они говорят о том, что позиция США гораздо ближе к позиции России, она основана на недопустимости военного вмешательства в происходящее в Сирии. Поэтому я совсем не уверен, что США - старший брат НАТО – поддержит военную авантюру.