Беларусь – Европа: любовь и ненависть

Александр Милинкевич призвал Европу к активному сотрудничеству с Беларусью. «Евросоюзу ни в коем случае нельзя изолировать страну», – заявил глава движения «За свободу» на встрече с главой ведомства федерального канцлера ФРГ Рональдом Пофаллой и министром иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле.

Многоуровневая политика, интенсивная работа с обществом и белорусским бизнесом – ключ к хорошим отношениям между республикой и Евросоюзом. Европейское содействие малому и среднему бизнесу, инвестиционные программы и упрощенный визовый режим, по мнению Милинкевича, будут способствовать демократическим переменам, и при этом диалог можно вести и с действующей властью. «Для ЕС мы остаемся важным и перспективным партнером», – сказал Милинкевич. По словам экс-кандидата в президенты его предложения были поддержаны зарубежными собеседниками.

Некоторые близорукие приверженцы оппозиции немедля уличили Милинкевича в связях с властью, назвав его агентом КГБ. Однако, сегодня о пересмотре европейских отношений с Беларусью говорит не только лидер движения «За свободу». Представители Евросоюза сами уже устали от непоследовательной и изоляционной политики выдвигаемой к Беларуси.

О том, что санкции – это недейственный метод, рассказал член делегации Европарламента по связям с Беларусью Павел Коваль в интервью DW: «В 21 веке трудно говорить о действенности экономических санкций. Да и пример Кубы говорит, что санкции так и не смогли ее ни к чему обязать».

Бывший вице-премьер министр иностранных дел Польши считает, что Европе нужна новая стратегия в белорусском вопросе. И в первую очередь она должна быть последовательной: «нельзя менять политику Евросоюза каждые полгода, как это происходило в последнее время.

Это дает основание Минску рассматривать позицию Евросоюза как слабую». Эта слабость проявлялась в отзыве без существенного повода послов, а потом скорый их возврат.

Также на отношение к санкциям и призывам Европарламента влияет и то, что некоторые страны Евросоюза не согласны с изоляционной политикой в отношении Беларуси. Например, Италия и Литва против общей позиции и продолжают активное сотрудничество. Причем для Литвы – это вопрос жизни и смерти государственной экономики. Белорусские нефтепродукты и калийные удобрения составляют основную нагрузку порта Клайпеды, благодаря которому зарабатывает литовский бюджет.

Белорусская оппозиция разобщена, в чем, по мнению Коваля, виновата именно непоследовательная политика Евросоюза: «Накануне прошлых президентских выборов, когда в ЕС поддерживали сначала одного кандидата - Александра Милинкевича, потом - Владимира Некляева. Это ведет лишь к еще большему разделению в оппозиционной среде».

Европа постепенно соглашается со своей непоследовательностью в проводимой политике, отдельные депутаты Европарламента предлагают конкретные решения проблемы, белорусские оппозиционеры призывают вести диалог по-другому, но пока все это остается лишь на словах. Европа гнет свою политику санкций, не обращая внимания на мнение какой-то там Литвы, добавляет новичков в «черный список», а тем временем бизнес делает свое дело, наращивая поставки товаров из Беларуси до 15,7 миллиардов долларов за 2011 год. Именно так Евросоюз любит и ненавидит белорусский режим одновременно.