ПОБЫВАЛ Я НАКОНЕЦ НА СЕЛИГЕРЕ

Всю жизнь я был очень не чужд, а напротив очень активен в проведении молодёжных выездных сборов. Уже под сотню сборов провёл со старшеклассниками, студентами, вожатыми, членами общественных организаций и т.д.  Всевышний ещё не придумал более совершенной, воспитательной методики, кроме как взять молодёжь, вывести её подальше от всего отвлекающего, и наполнить  её жизнь в этом «подальше» интересными событиями. Все-все Великие педагоги делали Это.

Известен, например, случай, когда в школы пришли три молодых педагога с целью превратить её из гоп-быдлятника в культурное, преуспевающее заведение. До первых весенних каникул у них ну совсем ничего не получалось. В коридорах по-прежнему стоял густой мат, в туалетах перманентно шли драки, уборщицы не успевали выгребать горы окурков… Но на каникулах они вывезли на турбазу первых 50 человек и через неделю получили актив для опоры. На зимних каникулах было вывезено 80 человек, а в летний лагерь труда и отдыха поехали все 8-10 классы. Пришедшие 1 сентября учителя были потрясены: «Я захожу в класс, а мне – улыбаются…» Вскоре на общешкольном собрании состоялся бурный разбор персонального дела мальчика, который… один раз затянулся сигареткой.

Те, кто владеет сборовской методикой говорят: «Дайте мне в выездной лагерь сотню молодых людей и я за две недели сумею убедить их делать всё, что угодно: вывешивать розовые флаги, бить геев, красть у богатых – отдавать бедным», волонтёрствовать, клеить стикеры на «Лексусы», изучать эсперанто, любить Немцова… всё, что угодно». (Кому интересно – читайте мою книгу «Лагерный сбор»  www.lasukoff.vozhatyi.ru).

Посему увидеть Селигер своими глазами я хотел всегда. Но сподобился только сейчас. И попал на смену «Политика».

Селигер появился в середине нулевых, как ответ «Оранжевой революции» на Украине. Опыт этой флеш-моб-технологии был, очевидно изучен Руководством, остро встала цель не отдать юношей и девушек в руки западных технологов.

Писатель М.Кордонский назвал «Оранжевую революцию» «путчем грандоедов». И действительно, года за два до выборов на Самостийную обрушилась лавина всевозможных грандов. Молодёжь вывозилась в лагеря, турбазы, санатории, хорошо кормилась и занята самыми разнообразными занятиями. И никакой политики: защита кошек, изучение иноязыков, основы видеомонтажа, КСП и рок-песня, соцпроекты… чего только не было. Только иногда такие семинары украшали портреты Юшенко и мягко, ненавязчиво говорилось: «Вот был бы у нас такой президент, то тогда Украина бы ого-го!» Но так, вскользь… И что же произошло? Молодёж всея Украины перезнакомилась, перетусовалась, передружилась… у каждого парня и девушки появилась запас из сотен телефонных номеров и емейлов. В нужный момент по стране полетели СМС-ки: «Приезжай на Майдан, будет весело. Всё оплачено». Ну кто же откажется от новой встречи с милыми сердцу знакомыми. А на Майдане уже ждали тёплые палатки, еда от пузика и биотуалеты. Ради счастья новой тусовки нужно было только кричать: «Ющенко!»

Первые форумы, как мне там объяснила милая девушка Марина, помнящая все Селигеры, были сборищем «Наших», сильно расстроенных «Оранжевой» и готовых всех порвать за Путина. Была большая политическая эйфория, единение и строжайшая дисциплина. У всех – бейдж с микрочипом, который пикал, если ты шёл не туда или опаздывал. В этом году политической сменой руководит блогер Дмитрий Терновский (не сильно «согласный», между прочим), который сформулировал цель 2012 года так: «Есть задача показать, что в стране существуют люди разных политических взглядов и разных мнений».

И действительно, я был потрясён изобилием самых разных футболок с надписями, пирсингов, татуировок, флагов, плакатов и инсталляций. Была делегация националистов и антифашистов. Ходили строем молодые казачки в папахах и сапогах. Сидели на прессованных тюках соломы несколько экологических делегаций. У постоянно поддерживаемого огня в центре каменной звёздочки стояли в солдатской форме времён войны двое караульных, с прижатыми к сердцу руками. Молодёжные правительства из разных областей несли свои идеи и знания в массы. Расклеиватели стикеров «Мне плевать на всех, паркуюсь где хочу». Охотники на педофилов во главе со знаменитой воронежской девушкой.  И самое креативное в этом году – молодые «несогласные», белоленточники, носители футболок «Оккупайселигер».

Меж тем, как я и предполагал ещё в пути – атмосфера сбора сработала, как она срабатывала всегда. Никому не хотелось драк и конфликтов. Даже «оккупанты» уже и не скрывали, что им нравится в этом «рассаднике путинизма». Агитировали они за своё не мощнее остальных. Несогласие несогласием, а вот так побыть в обществе двух тысяч приятных, умненьких, весёлых сверстников – ещё то удовольствие. Позитива и радости ничуть не меньше, чем на Болотной. Вообще Селигер всегда кляли те, кто там не был, а если был, то не "участвовал". Помнится, наши городские сборы актива "Эврика" часто вызывали насмешки подростков до тех пор, пока они не погружались туда. 

Так что бросайте ваше противостояние – поезжайте на Селигер и дружите! Так или иначе, вы невольно научитесь слышать не только себя.

Теперь же о методике. Тут я был очень сильно разочарован, ибо привык к другому и ожидал большего.

День на Селигере складывается так. С утра до вечера – учёба, вечером – тусовка. Но что такое учёба? На мой взгляд, почти всё тут нехорошо. Юноши и девушки постоянно собираются вокруг самых разных преподавателей и часами слушают умные речи. Иногда группы сидят так близко, что можно слушать три лекции одновременно. Я согласен, что речи умные и преподаватели компетентные. Но я считаю, что неправильно целый день сидеть и слушать. Только тогда информация и навык откладывается в голове, когда ты, приподнявши попу, не внимаешь кому-то, а сам творишь, выдумываешь, пробуешь… Читайте Шаталова.

Сам я приехал на два дня по приглашению движения «Эка». Прибыл к вечеру, сразу с ребятами провёл Вечернее дело, где каждый из сорока человек хоть минуту побыл в центре внимания и ознакомил всех со своей творческой продукцией. С утра таки прочитал часовую лекцию, а потом – дело под названием «Разговаривание разговоров». Пять важных тем, и был услышан каждый. Потом, собравшему более всего жетонов за точность высказываний, была предоставлена трибуна для пятиминутной речи. Мне пришлось в мегафон прерывать это занятие, настолько все погрузились в обсуждение…

Т.е. я считаю, что всякие инсталляции, оформление – это, конечно да, креативно. Но ей-богу, цепь событий на Селигере можно спланировать с гораздо большей степенью разнообразия. Можно в разы усилить общение между делегациями методом смешивания в разные творческие группы и выполнения этими группами заданий. Вот увидите, что тогда будет… «и обнимет араб еврея…». Будет настоящий взрыв человеческого тепла, как это было всегда со времён педагога Иванова, придумавшего сборовскую методику. Когда я стану президентом – я запрещу на Селигере больше одной лекции в день. Молодёжь должна действовать, а не сидеть.

Кстати, о президенте. Путин должен был приехать на следующий день. Когда я подошёл к павильону попить холодного кваску, то услышал разговор двух девушек с барменом. Они с глубоким возмущением говорили, что к ним подошла бесцеремонная охрана и сказала: «Завтра здесь пройдёт Путин. Быстро снимайте палатки, выкапывайте колья». Планируется забастовка… Кстати, Путин-то и не причём. Ну, если бы эта охрана с улыбкой сказала: «Девушки, разрешите вам помочь перенести вас на руках и ваши палатки в более лучшее место?» – то и не нужна была бы никакая забастовка.

Ещё я участвовал в разработке вопросов к президенту. Сначала каждая делегация придумывает вопросы, потом сдаёт их представителям Росмолодёжи для утверждения. Считаю, это правильным. Я вот был на встрече с писателем Николаем Стариковым. Был утомлён значительным количеством вопросов неинтересных, а то и глупых.

Теперь о Николае Старикове и его дуэли с Ильёй Пономарёвым. Под большим лекционным шатром собралось человек 300 послушать антиподов. Я уважаю Старикова, его книги мне читать интересно и видеозаписи его выступлений всегда смотрю. Но в искусстве полемики ему, мне кажется, нужно тренироваться. Опытный думский боец Пономарёв был более сдержан, чаще говорил «я с вами согласен», реже переходил на личности, реже перебивал. Молодёжь, поддерживала аплодисментами удачное высказывание как одного, так и другого. На этом диспуте «оккупаисты» устроили маленький креативчик. Когда Пономарёв закончил свою первую реплику и рот открыл Стариков – десятка полтора вскочило, развернуло плакаты и начало скандировать: «Иль-я! Про-дол-жай!» Но какой-то парень из Костромы, по виду – грозный десантник их быстро успокоил добрым словом. Намёк его состоял в том, что здесь не Болотная, дайте послушать обоих. Поняв, что народ не его стороне – полтора десятка село и успокоилось. (Потом я видел, как они собрались с Пономарёвым отдельно и жадно внимали ему).

Вы знаете, что самое интересное? В более отдалённых концах шатра большая масса молодых людей валялась, обнималась, смотрела в планшеты и даже с визгом носилась с водяными пистолетами, не проявляя никакого интереса к умным речам спорящих. Полагаю, что многие восприняли обоих политиков как «они образованность хочут показать, поэтому говорят о непонятном». Ну в самом деле, посвятив добрых двадцать минут спору об «Оранжевой революции» полемисты не подумали, что сидящим в шатре тогда было лет по 10 и они мало понимают, о чём речь.

На диспут второго дня «Хватит кормить Кавказ» я не попал. Но видел, что дискутировали казаки, молодые батюшки, выделялись два симпатичных парня кавказской внешности. Говорили, что дискутировали мирно.

Вообще, у меня сложилось стойкое впечатление, что процентов 70, приехавших на Селигер имело только три цели: потусить, потусить и потусть. Они глубоко видали политику, схватки за власть, мировую закулису, депутатов, олигархов и прочая прочая… Посему, ввиду сильной демократизации и оттепели на Селигере-12 – главной картиной форума было празношатание огромного количества парней и девушек туда-сюда во время любого из мероприятий. Словом, подтверждается постулат: основная масса молодёжи аполитична. Она – физическая сила и энергия политики. И тот сможет овладеть этой энергией, направить её на баррикады, кто лучше эту молодёжь перезнакомит, подарит больше тусовочных радостей. Но вот наблюдение: в компьютерном павильоне стояло 70 компьютеров. Свободных мест не было никогда, и половина сидевших находилась «Вконтакте». Стало быть за общением приехали сюда, да? Гримаса XXI века.

Словом, я за Селигер, но сам бы сделал его по-другому.