РПЦ испугал статус "иностранного агента"
Многие религиозные организации могут быть теперь признаны "иностранными агентами". С таким заявлением выступила Русская православная церковь. По мнению представителей РПЦ, закон об НКО разделил общество на своих и чужих. Кроме того, теперь такие организации можно обвинить в занятии политической деятельностью и при желании закрыть. Православные первыми выступили с официальным комментарием, однако последствий не избежать и представителям других конфессий.
 |
|
На сайте Московского патриархата появилось официальное заявление юриста-консультанта синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Натальи Стариновой. По ее мнению, признать организации РПЦ "иностранными агентами" не составит большого труда. Достаточно того, чтобы денежные средства поступали от иностранных государств или граждан других стран. Благотворительные фонды живут за счет пожертвований, и деньги часто приходят из-за границы. "Достаточно получить любую, очень небольшую, сумму от иностранного жертвователя, чтобы начать обладать первым признаком некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента", - отмечает эксперт.
"Проблема формулировок в их крайней непроработанности, в связи с чем очень многие религиозные организации Русской православной церкви и учрежденные ими некоммерческие организации могут столкнуться с тем, что возникнут основания для признания их некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента", - сомневается юрист.
Кроме того, религиозным организациям могут приписать участие на территории России в политической деятельности, в том числе в интересах иностранных источников. Учитывая, что верующие часто проводят акции, участвуют в дискуссиях, в рамках которых обсуждаются общественно-политические темы, этот пункт становится актуальным для РПЦ, считает Старинова. По ее мнению, даже молитвенные стояния или проповедь батюшки сельского прихода о необходимости запрета абортов могут быть теперь признаны политической деятельностью в соответствии с законопроектом.
Постоянных проверок и вопросов, почему церковь пытается влиять на политическую жизнь страны, теперь не избежать, убеждена представитель РПЦ. Религиозным организациям предстоит увеличивать штат юристов и бухгалтеров, а также постоянно заниматься отчетами о своей деятельности и полученных средствах. Штраф, в случае если организация не предоставит вовремя требуемую информацию, может составить до 1 млн рублей.
С заявленными опасениями согласен протоиерей Олег Стеняев, который активно взаимодействует с благотворительными организациями. "Этот закон поспешный. И здесь есть опасения, что вместе с водой будет выброшен и ребенок. Люди, которые его принимали, руководствовались своими сиюминутными политическими интересами, не оценивая весь спектр благотворительной деятельности", - заявил священник.
Он пояснил, что к самому понятию "иностранный агент" уже возникло негативное отношение. И многие организации просто не захотят менять статус. "Получается, что этот закон разделил на своих и чужих, хотя все мы граждане одной страны. Христианство предполагает проявление милосердия без деления на территории и государства. Получается, что государство вмешивается в жизнь церкви, хотя, согласно Конституции РФ, церковь отделена от государства", - заметил он.
Даже если организация сама признает себя "иностранным агентом", дальнейших проблем не избежать. "Замучают же различными перепроверками. В итоге люди начнут заниматься отчетами и справками, а не благотворительной деятельностью. А если кому-то нужно будет, то всегда найдется, за что можно деятельность организации приостановить", - добавил Стеняев.
Представитель РПЦ также отметил, что от нового закона пострадают не только православные организации.
У фондов и объединений других конфессий проблем может возникнуть намного больше, так как они чаще получают поддержку от международных организаций.
Ранее глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин закон об "иностранных агентах" горячо поддержал, назвав его "шагом в правильном направлении". Видимо, из-за резкого несовпадения выводов Стариновой и официального мнения руководства РПЦ ее текст во второй половине дня с сайта патриархии удалили.
В свою очередь, петербургский депутат Виталий Милонов считает, что опасения представителей РПЦ напрасны. "Конечно, сейчас и у юристов могут быть различные фобии по этому поводу. Однако не раз делался акцент на том, что этот закон не коснется религиозных организаций. В первую очередь потому, что у них совершенно другой статус: они не являются некоммерческими организациями, а именно религиозными. Что же касается НКО, аффилированных с РПЦ, здесь также не должно возникнуть проблем, если церковь их действительно принимает", - подчеркнул Милонов.
Депутат также добавил, что обвинить религиозные организации в занятии политической деятельности невозможно. "Такие организации политикой не занимаются. И, например, акция против абортов не может рассматриваться как политическая деятельность. Это выражение мнения, соответствующего христианскому мировоззрению", - добавил он.
Он подчеркнул, что принятые меры коснутся в первую очередь организаций, которые могут активно влиять на политические процессы в стране. И по сравнению с аналогичным законом, существующим в США, российский вариант намного мягче, заключил депутат.
Ольга Першина
Комментарии