Процесс Pussy Riot: подсудимые не признали вины

Группа поддержки Pussy Riot у Хамовнического суда. Фото Д.Зыкова/Грани.Ру

 Дословно :  
Мария Алехина

В пространстве, где все равны, где нет уже ни раба, ни свободного, мы будем услышаны.

Из выступления в суде 30.07.2012

<hr noshade="noshade" size="1"/>
Дословно :  
Надежда Толоконникова

Дико жестоко приписывать нам мотив религиозной ненависти, это ложь.

Из выступления в суде 30.07.2012

<hr noshade="noshade" size="1"/>
Подсудимые по делу о панк-молебне в храме Христа Спасителя на суде не признали своей вины. На первом слушании по существу уголовного дела, видеотрансляцию которого ведет РИА "Новости", Мария Алехина, Надежда Толоконникова и Екатерина Самуцевич заявили, что действовали не по мотивам религиозной ненависти, а по политическим и художественным мотивам. По их мнению, следствие не усмотрело в акции политического мотива в силу своей ангажированности. На заседании Хамовнического суда мнения подсудимых об обвинении зачитала адвокат Виолетта Волкова, затем они выступили сами.

"Мы не пошли на сделку с собственной совестью. Нам неоднократно говорилось, в том числе оперативниками центра по противодействию экстремизму, что если мы признаем вину, то нам изменят меру пресечения. Мы отказываемся признать вину", - написала в своем заявлении Надежда Толоконникова.

"Наше непризнание вины не означает, что мы не готовы объяснять наши действия и не признаем наши ошибки, - пишет Толоконникова. - Ошибка заключается в том, что разрабатываемый музыкальный жанр мы принесли в храм, и если кто-то оскорблен, то я готова признать, что мы совершили этическую ошибку". Толоконникова выразила готовность "извиниться за причиненные огорчения". "Это именно ошибка, поскольку сознательного намерения оскорбить кого-либо мы не имели, - подчеркнула она. - Наша этическая, подчеркиваю - этическая, а не предусмотренная Уголовным кодексом, вина заключается в том, что мы позволили себе отреагировать на расстроивший нас призыв патриарха голосовать за политика Владимира Владимировича Путина".

Нарушение правил поведения в церкви и разжигание ненависти – "очень разные вещи", отметила Толоконникова. "Мы не произносили оскорбительных слов в адрес верующих, церкви и Бога. Никакой агрессии по отношению к зрителям, только желание изменить политическую ситуацию к лучшему, отсюда вся наша энергия и экспрессия", - говорится в заявлении Толоконниковой.

"Мне коренным образом непонятно это утверждение (о разжигании ненависти к православным верующим. - Ред.), - отметила в своем мнении Мария Алехина. - Я православная, но придерживаюсь других политических взглядов, и вопрос мой состоит в том, как же мне быть... Я думала, что церковь любит своих детей, а оказывается, что и здесь существует разделение и церковь любит только тех детей, которые верят в Путина".

Екатерина Самуцевич, в свою очередь, написала, что расценивает арест участниц Pussy Riot как "начало кампании авторитарных репрессивных мер, направленных на снижение политической активности граждан и распространение чувства страха у граждан, активно участвующих в политике". В своем устном выступлении Самуцевич назвала обвинительное заключение "полностью необоснованным и сфабрикованным по политическим мотивам". Она признала, что участвовала в февральском панк-молебне, который представлял собой "политический и гражданский акт", а не проявление ненависти.

Адвокаты подсудимых заявили, что обвинительное заключение носит антиправовой характер, непригодно для использования в процессе и представляет собой "оскорбление для всей системы правосудия". Суд отказался вернуть дело в прокуратуру.

По ходатайству прокурора суд запретил видео- и фотосъемку, а также интернет-трансляцию допроса потерпевших, который начался в понедельник. Обвинение мотивировало это интересами безопасности потерпевших. Прокурор напомнил о нападении на судью Таганского суда, которая продлила участницам Pussy Riot срок ареста. О связи этого нападения с делом Pussy Riot ничего не сообщалось. В свою очередь, защита отметила, что в начале трансляции персональные данные и адреса потерпевших уже были переданы в открытый доступ. Кроме того, подсудимые и их адвокаты заявили, что запрет на съемку и трансляцию нарушит их права и принцип гласности судопроизводства. Потерпевшими признаны 9 человек, среди которых охранники частного охранного предприятия "Колокол-А", протоиерей Михаил Рязанцев, а также свечница и ключарь храма Христа Спасителя.

Защита ходатайствовала о вызове в суд патриарха Кирилла "как настоятеля храма Христа Спасителя, предстоятеля РПЦ, который может ответить на вопросы от имени всех православных верующих, а также пояснить канонические вопросы православия". Кроме того, адвокаты предложили допросить специалистов, проводивших экспертизу, а также филологов, культурологов, религиоведов. Кроме того, Волкова попросила допросить в судебном заседании журналистов, снимавших акцию в ХХС, и преподавателей вузов, где учатся подсудимые.

Трем участницам Pussy Riot грозит до 7 лет тюрьмы по части 2 статьи 213 УК (хулиганство, совершенное организованной группой лиц по предварительному сговору по мотивам религиозной ненависти). Алехина, Толоконникова и Самуцевич находятся под стражей с марта. 20 июля суд продлил им арест еще на полгода.

У здания Хамовнического суда проходят акции в поддержку Pussy Riot. На этой неделе дело будет слушаться каждый день кроме среды, начало заседаний в 11 часов. В понедельник к суду пришли журналисты Ольга Романова и Александр Подрабинек, банкир Александр Лебедев, художник Андрей Бильжо, политик Борис Немцов и многие другие.

В основу обвинительного заключения, зачитанного в понедельник в суде, легли результаты третьей экспертизы по делу, проведенной филологом Всеволодом Троицким, психологом Верой Абраменковой и юристом Игорем Понкиным. Они усмотрели в действиях участниц Pussy Riot мотив религиозной ненависти и вражды. По мнению экспертов, "фамилия "Путин" употреблена участницами акции с целью создать основания для последующего искусственного позиционирования данной акции как выражения политического протеста против власти, против высших должностных лиц и т.д., чтобы выставить себя "узницами совести, преследуемыми властями за критику" и т.д.".

Справка :

Из обвинительного заключения по делу Pussy Riot

Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алехина М.В. и неустановленные участники преступного сговора, причисляющие себя к женской панк-группе «Pussy Riot» («Пусси Райот»), планировали в Кафедральном Соборе Русской Православной Церкви – Храме Христа Спасителя (по тексту – Храм) облачиться в вышеуказанное одеяние для того, что бы открыто выразить неуважение к христианскому миру и церковным канонам, а осознавая оскорбительный характер своего внешнего вида и планируемого поведения для всей Русской Православной Церкви, Толоконникова Н.А., Самуцевич Е.С., Алехина М.В. и неустановленные соучастники планировали скрыть свои лица под разноцветными масками с прорезями для глаз и рта.

...Причинение столь весомого страдания всем лицам, нашедшим свое духовное начало в служении православным идеям, предполагало спровоцировать волнения среди верующих, затронуть их самые сокровенные идеалы и представления о справедливости, добре и зле; неосознанно заставить искать возможность каких-либо ответных действий; создать предпосылки для активизации недружелюбных действий общественных групп, отдавших внутреннее предпочтение другим религиозным направлениям.

... Толоконникова Н.А. совместно с Самуцевич Е.С., Алехиной М.В. и неустановленными соучастниками, 21 февраля 2012 года примерно в 11 часов 20 минут, находясь в помещении Кафедрального Собора Русской Православной Церкви – Храма Христа Спасителя, приступив к реализации своей конечной преступной цели, нанося значимый урон священным ценностям христианского служения и посягая на сакраментальность церковного таинства, не реагируя на призывы свечницы Храма С*** Л.А. прекратить святотатство, пытавшейся остановить их и объяснить им недопустимость нахождения в этой части Храма, незаконно проникли в огороженную часть Храма, предназначенную для совершения священных религиозных обрядов, чем кощунственным образом унизили вековые устои и основополагающие руководства Русской Православной Церкви.

Не ограничившись проделанным осквернением, желая нанести еще более глубокие духовные раны православным христианам, разместившись на возвышенности перед иконостасом в алтарной части храма (солеи́), предназначенной исключительно для духовенства Русской Православной Церкви, а также встав рядом на специальное место, предназначенное для чтения текста Священного Писания, произнесения церковных молитв и проповедей (амвон), Толоконникова Н.А. совместно с Самуцевич Е.С., Алехиной М.В. и неустановленными соучастниками сняли верхнюю одежду, бросив ее перед дверьми, ведущими в алтарную часть Храма и символизирующими врата Рая (Царские Врата), и остались в крайне непристойной для подобного места одежде, непозволительно открывающей различные части тела (руки, плечи), при этом на свои лица они надели защитные маски вызывающе-яркой расцветки.

В таком внешнем виде, находясь в основополагающем и наиболее священном месте, расположенном в главном церковном сооружении страны, Самуцевич Е.С. во исполнение своей преступной роли, с ведома и согласия всех соучастников расчехлила электрогитару, и при попытке играть на гитаре была принудительно выведена с солеи́ охранником ЧОП «Колокол-А» Б*** С.Н.

...несмотря на попытки отвести их от священных и намоленных мест Храма, проявляя явное неуважение к культуре поведения в Храме, находясь в предалтарной части Храма, вульгарно, вызывающее, цинично перемещаясь по солее́ и амвону, вход на которые посетителям строго воспрещен, в течение примерно 1 минуты по мотивам религиозной ненависти и вражды выкрикивали, скандируя бранные фразы и слова, оскорбляющие верующих, а также прыгали, задирали ноги, имитируя танцы и нанесение ударов кулаками по воображаемым противникам.

...В целом реализованной акцией в явной неуважительной и непочтительной форме, лишенной всяких основ нравственности и морали, противопоставили себя православному миру; демонстративно и показательно попытались обесценить веками оберегаемые и чтимые церковные традиции и догматы; выставили себя в свете, принижающем внутренние убеждения граждан, духовно связывающих себя с Богом; явным и недвусмысленным образом выразили свою религиозную ненависть и вражду к одной из существующих в настоящее время религии – христианству, посягнув на его равноправие, самобытность и высокую значимость для большого количества наций и народов.

"Новая газета", 19.07.2012

30.07.2012

 Дословно :

Дмитрий Медведев, премьер-министр

...К этому (делу Pussy Riot. - Ред.) нужно относиться спокойно. Разве есть приговор? Его нет – идет следствие. Конечно, позиции разные. В некоторых странах за подобные действия ответственность была бы существенно более строгой, не говоря уже, что в определенных политических условиях такая деятельность могла бы весьма печально закончиться для тех, кто ее осуществлял бы, находясь в пределах того или иного храма – не важно, кстати сказать, какой конфессии. Но самое главное заключается в том, что я сказал: давайте дождемся завершения следствия и приговора суда, после этого можно будет говорить о том, было совершено преступление или не было совершено. Дело резонансное, потому что оно действительно касается понимания нами прав и свобод личности. Но здесь, как мне представляется, всегда будет разница в восприятии того, что позволено и не позволено с моральной точки зрения и где нравственные проступки перетекают в разряд уголовно наказуемых действий. А есть ли они здесь или нет – вот это и предстоит определить суду. Именно суд должен принять решение о том, как принято говорить у юристов, присутствует ли здесь corpus delicti, то есть состав преступления, или его нет. Если его нет – значит, тем, кто осуществлял известное действо, повезло: они прославились, но ответственности не понесли. Хотя, конечно, сейчас то, что часть этих девушек находится в тюрьме, уже довольно серьезное испытание для них и для их семей, это, конечно, я понимаю.

Интервью The Times // Сайт правительства, 30.07.2012