Три суфийские притчи

На модерации Отложенный
Истории, сказки, притчи — много лет, веков люди рассказывают их друг другу. Эти принципы познания и практической деятельности работали на протяжении веков, позволяя достигать успеха применяющим их людям. Суфийские притчи не только обладают несколькими уровнями смысла, но и позволяют развить мышление и повысить креативность; поднять настрой команды, зарядить людей идеей; показать новые пути решения или направить мышление на поиск альтернатив и пр. Рассмотрим далее три суфийские притчи с предлагаемыми интерпретациями смысла и вопросами для размышлений.



Автор: Oлeг Виктopoвич Kpaля, пcиxoтерапевт, специалист по трансперсональной психологии Oмcкой государственной медицинской академии.


Три суфийские притчиИстории, сказки, притчи — много лет, веков люди рассказывают их друг другу. Все великие люди, ведущие за собой других, известнейшие лидеры разных времен были прекрасными рассказчиками. Притчи помогали учиться и лечить болезни, передавали опыт. Вещали они и об организационных изменениях. В задачи рассказчика входило не только красивое повествование истории, но и умение «зажечь сердца», увлечь людей идеей. Веками суфии использовали сказки для обучения и расширения сознания людей, для лечения болезней и развития нестандартного — системного и творческого, свободного от шаблонов и рамок — мышления. Эти принципы познания и практической деятельности работали на протяжении веков, позволяя достигать успеха применяющим их людям, и эффективно действуют сейчас.

Суфийские притчи не только обладают несколькими уровнями смысла, но и позволяют развить мышление и повысить креативность; поднять настрой команды, зарядить людей идеей; провести «скрытую» психотерапию, то есть помочь человеку разрешить его проблемы незаметно для него самого, показать новые пути решения или направить мышление на поиск альтернатив; развить навыки оратора и пр. Осмысление и переработка содержания притч, перенос их уроков в жизнь позволяет творить реальность более комфортную и благодатную.

Рассмотрим далее три суфийские притчи с предлагаемыми интерпретациями смысла и вопросами для размышлений.


1. ТРИ РЫБЫ

Некогда в одном пруду жили три рыбы. Первая рыба была самой хитрой, вторая была попроще, а третья — совсем глупая. Жили они очень хорошо и спокойно, как живут все рыбы на свете, но вот однажды пришел человек.

Человек принес с собой сеть, и пока он ее разворачивал, умная рыба глядела на него сквозь воду и размышляла. Она лихорадочно перебирала в уме весь свой жизненный опыт, все истории, которые ей когда-либо довелось услышать, призвала на помощь всю свою смекалку, и тут ее осенило: «В этом пруду нет такого места, куда можно было бы спрятаться, — подумала она, — поэтому лучше всего притвориться мертвой».

Собрав все свои силы, она, к немалому изумлению рыбака, выпрыгнула прямо к его ногам. Рыбак поднял ее, но так как хитрая рыба задержала дыхание, он подумал, что она сдохла, и выкинул ее обратно в воду. Рыба тут же забилась в ложбинку под берегом у самых ног рыбака.

Вторая рыба, та, что была попроще, не совсем поняла, что произошло. Она подплыла к хитрой рыбе за объяснениями.

— Просто я притворилась мертвой, вот он и бросил меня обратно в воду, — растолковала ей хитрая рыба.

Простодушная рыба, не мешкая, выпрыгнула из воды и тоже плюхнулась прямо к ногам рыбака. «Странно, — подумал рыбак, — рыбы здесь сами выскакивают из воды». Но так как вторая рыба позабыла задержать дыхание, рыбак увидел, что она жива, и засунул в свою сумку.

Он снова повернулся к воде, но зрелище выпрыгивающих на сушу рыб так потрясло его, что он не подумал застегнуть сумку. Вторая рыба, воспользовавшись его невнимательностью, выбралась наружу и где ползком, где прыжком устремилась к воде. Она отыскала первую рыбу и, тяжело дыша, устроилась возле нее.

Третья, глупая рыба, не могла понять, что к чему, даже после того, как выслушала объяснение первых двух рыб. Тогда они по порядку перечислили ей все обстоятельства, обращая особое внимание на то, как важно задержать дыхание, чтобы казаться мертвой.

— Благодарю вас, теперь я все поняла, — радостно ответила глупая рыба.

С этими словами она с шумом выпрыгнула из воды, упав рядом с рыбаком.

Рыбак, раздосадованный тем, что упустил двух рыб, упрятал эту рыбу в сумку, даже не потрудившись взглянуть, дышит она или нет.

Сумку на этот раз он плотно застегнул. Снова и снова закидывал рыбак свою сеть, но первые две рыбы не покидали своего укрытия, и сеть оказывалась пустой.

Наконец, он решил отказаться от своей затеи и стал собираться в обратный путь. Открыв сумку и убедившись, что глупая рыба не дышит, он отнес ее домой и отдал коту.

Смысл 1

Если не хватает навыков и знаний, то даже совет умного человека может не принести пользы. Сам совет не обеспечивает его правильного применения.

Смысл 2

Слушая, что говорят, слушай, что тебе говорят на самом деле.

Вопросы

  1. Бывали ли у вас в жизни ситуации, когда, не поняв сути совета, указания или не уточнив их, вы сразу приступали к выполнению и терпели неудачу?
  2. Кто из ваших друзей или коллег напоминает умную рыбу, а кто глупую?


2. КАК ЛОВИТЬ ОБЕЗЬЯН

Одна обезьяна очень любила вишни. Однажды, сидя на дереве, она увидела на земле восхитительные вишни и спустилась вниз, чтобы достать их. Но вишни лежали в прозрачной стеклянной банке. После нескольких неудачных попыток заполучить вишни обезьяна наконец догадалась просунуть руку в горлышко сосуда. Зажав одну вишню в кулаке, она хотела вытащить руку, но не смогла, потому что ее кулак оказался шире отверстия сосуда.

Разумеется, все это было сделано умышленно и вишни в сосуде были ловушкой, устроенной ловцом обезьян, который знал, как мыслят обезьяны.

Услышав обезьяний визг, охотник вышел из своего укрытия. Испуганная обезьяна попыталась удрать. Но ее рука застряла в сосуде, и она потеряла способность быстро передвигаться.

К тому же, и это охотник знал заранее, обезьяна продолжала судорожно сжимать вишню в руке. Таким образом, он без труда ее схватил. Затем он резко ударил ее по локтю, отчего ее кулак разжался, и она выпустила вишню.

Обезьяна высвободила руку, но была поймана. Охотник использовал вишню в сосуде, но не лишился ни того ни другого.

Смысл 1

Иногда лучше потерять малое, чтобы сохранить большее.

Смысл 2

Увидев вишню, стоит осмотреться, нет ли поблизости охотника.

Вопросы

  1. Как часто вы или ваши знакомые, соблазнившись обещаниями, оказывались в ловушке?
  2. Много ли охотников вокруг вас или вашей компании?
  3. Каким образом можно им противостоять на разных этапах закрытия ловушки?


3. КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ВОДА

Однажды Хызр, учитель Моисея, обратился к человечеству с предостережением.

— Наступит такой день, — сказал он, — когда вся вода в мире, кроме той, что будет специально собрана, исчезнет. Затем ей на смену появится другая вода, и от нее люди сойдут с ума.

Лишь один человек понял смысл этих слов. Он набрал большой запас воды, и спрятал его в надежном месте, и стал поджидать, когда вода изменится.

В предсказанный день иссякли все реки, высохли колодцы, и тот человек, удалившись в свое убежище, стал пить из своих запасов.

Но вот прошло какое-то время, и он увидел, что реки возобновили свое течение. Он спустился к другим сынам человеческим и обнаружил, что они говорят и думают совсем не так, как прежде, и что произошло то, о чем их предостерегали, но они не помнили об этом. Когда же он попытался заговорить с ними, то понял, что его принимают за сумасшедшего и выказывают к нему враждебность либо сострадание, но никак не понимание.

Поначалу он совсем не притрагивался к новой воде и каждый день возвращался к своим запасам. Однако в конце концовон решил пить новую воду, так как его поведение и мышление, выделявшее его среди остальных, сделали жизнь невыносимо одинокой. Как только он выпил новой воды и стал таким, как все, он совсем забыл о своем запасе воды, а окружающие его люди стали смотреть на него как на сумасшедшего, который чудесным образом излечился от своего безумия.

Смысл 1

«Нет пророка в своем отечестве».

Смысл 2

Оставаясь в одном времени, не развиваясь и не осваивая новых технологий, мы рискуем стать «сумасшедшими» в глазах более прогрессивных коллег.

Вопросы

  1. Можете ли вы привести пример ситуации, в которой человек, придя в новый коллектив, начинал пытаться переучить всех работать так, как привык он?
  2. Какую «воду пили» изгои общества — профессионального или культурного?
  3. Что бы вы предпочли — остаться при своем мнении в одиночестве или согласиться с большинством?
  4. Есть ли пути согласования различий в мышлении, деятельности? Если да, то какие?