Скандальный законопроект, который распространяет на СМИ понятие «агент иностранного государства», будет отозван. Об этом вчера сообщил автор документа, депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Федоров. Руководство Союза журналистов России, приветствуя этот жест, назвало решение депутата «добрым делом для репутации Думы и власти».
Сам Федоров заявил, что законопроект надо согласовать в правительстве, после чего он будет внесен в Госдуму заново.
Законопроект призван стать продолжением недавно принятого закона о некоммерческих организациях — «иностранных агентах». «То средство массовой информации, которое получает финансирование из-за рубежа, то есть иностранный политический заказ, обязано об этом информировать своего читателя или слушателя, указывать это в своих редакционных данных», — пояснил «МН» смысл документа Федоров.
Он был не единственным депутатом-единороссом, предложившим включать СМИ в реестры «агентов иностранных государств». На прошлой неделе с похожей инициативой выступили парламентарии Владимир Бурматов и Илья Костунов. В понедельник законопроект Федорова был передан в профильный комитет по культуре, однако на следующий день автор его отозвал, что подтвердили и в руководстве ЕР.
В связи с этим законопроектом «Единая Россия» продемонстрировала настоящую внутрипартийную демократию. Заместитель генсовета ЕР Алексей Чеснаков уже заявил, что партийное руководство удивлено инициативой депутатов. «Законопроект — личная инициатива Евгения Федорова, он с партией никаких консультаций по этому поводу не проводил», — подтвердил «МН» первый замсекретаря генсовета «Единой России», зампред комитета Госдумы по культуре Сергей Железняк. Он подчеркнул, что «у каждого депутата есть право законодательной инициативы, он не обязан ни с кем консультироваться или получать разрешение». Впрочем, отмечает Железняк, на практике для того, чтобы укрепить свои позиции по социально резонансным законопроектам, депутаты обращаются в экспертный совет фракции и поэтому имеют возможность «внести более проработанный, подготовленный текст».
«Мы разговаривали с Федоровым, он намерен отозвать свой законопроект», — добавил Железняк.
Руководитель Союза журналистов России Всеволод Богданов считает, что, отозвав законопроект, депутаты «покажут пример настоящей демократии в нашем обществе». Однако Евгений Федоров пояснил «МН», что его детище отозвано лишь формально: «В законопроекте прописаны расходы федерального бюджета, а в соответствии с Конституцией автор, то есть я, до внесения должен получить заключение из правительства, для того чтобы дальше продолжить внесение законопроекта». Депутат рассчитывает, что на темпах прохождения это не скажется: правительство должно дать заключение в течение месяца, а Госдума все равно до сентября на каникулах.
Не факт, что документ вернется обратно в парламент, считает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он пояснил «МН», что Федоров был вынужден отреагировать на реакцию сверху, где появление такого законопроекта «восприняли как недопустимое своеволие и нарушение иерархии». Политолог замечает: от кого бы ни исходил накат на СМИ — от самих депутатов, от «неких силовиков», — основной массе партии власти не хочется бежать впереди паровоза. «Пламенных реакционеров, подобных депутату Федорову, мало», — считает Макаркин.
Невелико и число потенциальных «жертв» нового закона. Опрошенные «МН» редакторы российских «филиалов» международных СМИ не опасаются попадания в число «иностранных агентов», поскольку их издание уже не требует финансовой подпитки из-за рубежа. «Для нас и, надеюсь, наших читателей проблемы «иностранного агента» вообще не существует: мы живем по законам бизнеса, генерируем прибыль и именно поэтому являемся независимым СМИ», — заявил «МН» Глеб Прозоров, управляющий директор газеты «Ведомости» (выпускается издательским домом Sanoma Independent Media совместно с английской Financial Times и американской The Wall Street Journal). По мнению главного редактора русской версии GQ Михаила Идова, «история с «иностранными агентами» чревата политическими последствиями: «Она делит мир на Россию и весь остальной мир. В мире двадцать GQ, и если я синдицирую текст из турецкого GQ, являюсь ли я турецким агентом?»
Комментарии