Бог - левый, а дьявол - правый?
Принято полагать, что гуманистические и общественные ценности левых гораздо более достойны уважения, нежели индивидуалистические идеалы правых. В действительности же, крайности как на левом, так и на правом фланге порождали настоящих чудовищ и создавали угрозу тоталитарного восприятия мира.
У ультраправых имеется одна ключевая функция, опасность которой нередко недооценивается: они обеляют тех, кто с ними борется. Все это несколько напоминает ситуацию с проблемным ребенком: отвлекая все внимание на себя, он избавляет окружающих от болезненного самоанализа. Таким образом, маленький дьяволенок облегчает груз родительской ответственности.
Что касается ультраправых, об уменьшительных суффиксах речи здесь быть не может: они вам - никакой не «дьяволенок», а самый настоящий дьявол.
Хорошо. Но раз уж мы проводим религиозные параллели, можно ли понять, где находится Бог? И существует ли дьявол без Бога? Разве в Библии они не представлены как общедоступное представление двух сторон одного абсолюта?
Кроме того, разве этот самый абсолют не наносит столько ущерба, когда мы применяем его по отношению к текущим делам?
Разумеется, у ультраправых есть одна особенность. Они породили Гитлера, воплощение зла. Но можно ли назвать его олицетворением хитрости и коварства? Не совсем. Ведь Гитлер - далеко не дьявол. К нашей великой печали, он - всего лишь человек… Такой же, как и другие, почти «нормальный». В то же время с точки зрения некоторых, он выглядит куда более «достойным» человеком, чем тот же Черчилль: трезвенник, большой ценитель оперы, доблестный вегетарианец, который не мог принять гибели животных на бойне, чувствительная душа, закрывавшая окна своего вагона, чтобы не видеть разрушений от бомбардировок, пылкое сердце, которое хотело перед смертью воссоединиться с возлюбленной.
Его ошибка заключалась в том, что он нашел дьявола - по его мнению, как нам известно, дьявол принял облик евреев.
Боги левых, которых звали Сталин, Мао и Пол Пот, тоже оставили поле себя горы трупов. Но на них нет черного ореола дьявола. Разумеется, все дело в том, что они искали свет. Стремление вести человечество к свету принесло столько же разрушений, сколько и желание избавить его от дьявола… Однако свет ослепляет всех тех, у кого - большое сердце (или кто считает, что обладает таковым): они забывают о том, что когда Бог и Дьявол спускаются на землю, их трудно отличить друг от друга. Они подавляют человека во имя абсолюта.
Как на левом, так и правом фланге, крайности несут в себе одну и ту же угрозу: угрозу абсолюта, вокруг которого формируется тоталитарное видение мира. Как бы то ни было, эту угрозу вряд ли можно считать серьезной для народа, наученного историей. Она является лишь небольшой частью общей картины, где каждый может найти свое место. Она разграничивает дискуссию и обогащает ее критическими вопросами. То есть - в крайностях по сути нет ничего плохого, пока они подпитывают диалог. Среди левых это давно уже поняли. Так почему же правые лишают себя этой возможности?
Вопрос совести? В этом случае стоит опасаться другого, хорошо известного психоаналитикам явления: возвращения ранее вытесненного, которое превращает обычную волну в разрушительное цунами.
Жан-Поль Миале
Комментарии