ЦБ вливает в больную Европу «кровь» российской экономики

Аудитор Счетной палаты раскритиковал практику вложения золотовалютных резервов в евро

У здравомыслящей и национально-ориентированной части российской общественности уже давно накопилась масса вопросов к политике главного монетарного органа РФ. Категорический отказ Центробанка вкладывать накопленные золотовалютные резервы в российский реальный сектор заставляет людей, обладающих элементарными навыками логического мышления, «терзаться смутными сомнениями» конспирологического свойства по поводу истинной «офшорной юрисдикции», в которой находится эмиссионный центр РФ.

В свою очередь увлечение повальной скупкой государственных облигаций и ценных бумаг стран «золотого миллиарда» выглядит ещё более подозрительно. Особенно на фоне той монетарной «засухи», которую испытывает вследствие этого финансово «стерилизованный» российский бизнес.  Учитывая, что ЦБ возглавляют лица не просто с высшим экономическим образованием, но и с соответствующим уровнем квалификации, даже в голову не приходит обвинить их в неадекватности. Хотя узреть экономическую логику в действиях людей, которые дают конкуренту взаймы под низкий процент, чтобы тут же (как говорится, «не отходя от кассы») одолжиться под высокий, достаточно сложно. Таким образом, ничего не остается, как предположить, что деятельность российского ЦБ зачастую имеет не экономическую, а геополитическую мотивацию. Естественно, тщательно скрываемую от непосвященных масс.

Несмотря на вырисовывающийся во всей неприглядной «красе» элитный «заговор молчания» вокруг мутноватой монетарной  активности ЦБ, в российском истеблишменте, к счастью, ещё не перевелись политики, которые если и не решаются ещё говорить открыто, то хотя бы энергично сигналят обществу о том, что «король-то голый». Впрочем, неудивительно, что призыв следить за шаловливыми ручками распорядителей золотовалютного достояния российского народа прозвучал из Счётной палаты. В конце концов, чиновникам этого ведомства, что называется, «по штату» противопоказано безучастно взирать на то, как Россия ежегодно теряет от 30 до 40 млрд. «вечнозеленых» баксов на сомнительных «инвестициях» ЦБ в ценные бумаги США и других стран.

Впрочем, на этот раз поводом для вполне обоснованных претензий стало другое, но не менее подозрительное увлечение держателей российской финансовой копилки. По мнению замглавы Счётной палаты Валерия Горегляда объём резервов Центробанка РФ, номинированных в европейской валюте, подошёл к опасной черте. Безусловно, не обязательно быть доктором экономических наук (подобно самому Валерию Павловичу), чтобы присвоить увлечению наших финансистов вкладываться в единую валюту экономически больного организма статус порочного. Учитывая, что европейский кризис уже давно является  притчей во языцех, рекомендацию аудитора перестать испытывать судьбу (40,5% накоплений ЦБ вложены в евро) по большому счету следует признать банальной.

Держать почти половину золотовалютного портфеля РФ в кризисных активах представляет собой высокорискованную операцию с хорошо прогнозируемым (весьма печальным) итогом - это «секрет Полишинеля». Всё это напоминает какую-то абсурдную благотворительность в пользу весьма зажиточной Европы за счёт российского налогоплательщика, который, кстати говоря, пока даже мечтать не может об уровне жизни своих заёмщиков. Кроме того, на ум приходят некие закулисные политические договорённости  между российским руководством и европейскими элитами. Что, откровенно говоря, уже попахивает откровенным предательством национальных интересов со стороны отдельных персон в РФ, стремящихся стать частью мирового правящего класса.

Насколько адекватна политика ЦБ с точки зрения обеспечения сохранности российских валютных сбережений в интервью интернет-платформе «РУСЬ» прокомментировал заместитель председателя Государственной Думы второго созыва Михаил Юрьев:

-  Безусловно, в словах Горегляда есть определенный резон. Риск потерять наши валютные активы, хранящиеся в евро, вполне очевиден. В то же время я не стал бы утверждать, что чиновники, принимающие решение о том, в какую валюту лучше вложиться, являются дураками или вредителями.

Скажем так, этот вопрос не имеет однозначного ответа.

Евро сегодня испытывает большие проблемы. В силу того, что европейская экономика, даже если абстрагироваться от ситуации в Греции, находится в очень плохом состоянии. Впрочем, у американцев дела идут не лучше. Уровень федеральной задолженности США не меньше, чем у Европы в целом. Не говоря уже о консолидированной задолженности Штатов (в том числе корпоративной и частной), уровень которой гораздо выше, чем в Европе.

Возникает вопрос, в чём держать финансовые запасы ЦБ, когда основные мировые валюты испытывают серьёзные трудности. По своей природе резервы Центрального банка не могут храниться в таких активах как акции или недвижимость. По определению это должно быть нечто крайне ликвидное. Кстати говоря, те же ценные бумаги могут упасть с гораздо большей вероятностью, чем непосредственно валюта. Трудно представить, чтобы евро упал в три раза. Это скорее из сферы фантастики. А ценные бумаги могут упасть и в десять раз, причем, с неимоверной лёгкостью и быстротой.

Судя по всему, наш ЦБ занимает по данному вопросу следующую позицию. Никто не понимает, что происходит в мировой экономике с точки зрения финансов. Моделей, адекватно описывающих нынешнюю ситуацию, просто нет. Соответственно, риски высоки и непредсказуемы. Так что банкиры просто не могут с высокой степенью достоверности определить, какая валюта должна быть приоритетной с точки зрения хранения сбережений - доллар или евро. В итоге они принимают самое очевидное решение - распределить резервы пополам и положиться на волю случая. Такая позиция имеет право на существование. Вывести резервы из евро - означает перевести их в доллары. Больше вкладывать не во что. Конечно, есть ещё швейцарский франк, у которого хорошие перспективы. Что касается золота, то в современном мире это, к сожалению, не деньги, а товар. Резервы в нём хранить нецелесообразно.

Что касается возможной девальвации рубля, то банки в этом заинтересованы меньше всего. В целом экономика любой страны только выигрывает от девальвации своей валюты. Так что в идеале нам было бы даже полезно пройти такую процедуру. Для населения девальвация нежелательна в том смысле, что она отразится на стоимости поездки в Турцию. Однако в нашем случае девальвация означает инфляцию. Именно потому, что у нас велика доля импортируемых товаров на рынке. А перспективы импортозамещения при сохранении нынешнего курса весьма туманные.  То есть недостаточно просто обрушить рубль, чтобы автоматически включился механизм импортозамещения. Для этого в стране должны наличествовать субъекты хозяйствования, которые обладают достаточными капиталами, желанием и умением инвестировать свои средства в отечественную экономику. Честно говоря, таких субъектов у нас не слишком много. Из этого следует, что в российских условиях положительный эффект от девальвации будет не таким сильным. Как в случае, если бы у нас была развитая промышленность.  И незначительная доля импорта на рынке, который можно было бы легко заместить.

Говоря насчет властей, я бы также не согласился с утверждением, что им так уж безумно выгодна девальвация. У нас есть единственный налог, который взимается в валюте. Речь идёт о пошлинах на экспорт нефти. Понятно, что в случае девальвации их рублевое наполнение увеличится. Однако в бюджет эти деньги не поступают, а переводятся в суверенные фонды РФ (Резервный и Фонд национального благосостояния). Так что девальвация имеет весьма косвенное отношение к процессу затыкания бюджетных дыр. Зато инфляция, которая автоматически последует за ней из-за высокой доли импорта, безусловно, властям выгодна. Тогда им будет легче выполнять свои безумные предвыборные обещания. Единственное, возникает вопрос, как это совместить с «шаманским заклинанием» представителей монетарного блока в правительстве о том, что для них главное не допустить высокой инфляции. Впрочем, инфляция решает бюджетные проблемы чисто арифметически. Реальных благ в стране от неё не прибавляется. Так что, пойдёт ли на это правительство – вопрос сложный. Честно говоря, я не считаю его особенно адекватным, поэтому не берусь предсказывать.

Василий Ваньков