АРМЯНСКИЙ ТЕРРОРИЗМ В ИССЛЕДОВАНИЯХ АВСТРИЙСКОГО УЧЕНОГО

«Армянский вопрос» - проявление комплексного искажения армянскими историками и политиками исторических событий и процессов, с созданием в сознании армянского народа ложного образа «трагического мира многострадального армянского народа». В течение многих лет целенаправленной пропагандистской кампании армяне ведут борьбу за рассмотрение «армянского вопроса» на международном уровне. С этой целью они смогли привлечь к антитурецкой пропаганде как политиков, так и лиц из академических кругов. Работы иностранных авторов о действительной сущности «армянского вопроса», в особенности о понятиях, на которых основывается эта проблема (в частности, ненаучные дефиниции «армянский геноцид» и «великая Армения»), играют исключительную роль в конкретизации международного отношения к данной проблеме.

В этом смысле большое значение имеют работы австрийского исследователя, профессора Эриха Файгла (1931-2007), посвятившего значительную часть своих научных изысканий вскрытию сущности «армянского вопроса». Первая его книга на эту тему была опубликована в 1986 году на немецком языке. Учитывая огромный интерес мировой общественности к этим исследованиям, впоследствии книгу перевели на английский, французский и другие языки. Позже опубликовали и переиздали еще несколько исследований (например, «Резкий поворот! Армянская мифомания и правда», «Армянская мифомания») Эриха Файгла на ту же тему. Его книга «Миф террора. Армянский экстремизм: его причины и исторический контекст», в которой исследуются армянский терроризм и экстремизм, искаженные исторические факты, в том числе и «невыносимое отношение» Османского государства к армянам в конце XIX-начале XX веков, и, наконец, «геноцид», является ценным источником с точки зрения выявления истины. За эти работы Эрих Файгл был награжден «Почетным орденом за науку и искусство» Австрии.

  Армянские террористы мечтают о «великой Армении» и на свой лад борются за осуществление этой мечты. Для них неважно, что подобие такого государства существовало 2000 лет тому назад очень недолго, причем на территории, на которой армяне никогда не составляли большинства. Кроме того, они мстят за событие, которого никогда не было, во всяком случае, в том виде, в котором его преподносят. Здесь мы имеем дело с вдвойне иррациональной мотивацией: в отличие от других террористических группировок, армянские террористы оперируют «историческими фактами», ничего общего с историей не имеющими.

    Когда дело касается армянских террористов, репортажи о взрывах или обстрелах преподносятся в странно оправдательном тоне. У армянских террористов всегда наготове ритуальная фраза: «организацию, несущую ответственность за совершенный акт, оправдывает геноцид 1915 года». Если же опустить эту фразу, не имеющую под собой никакого основания, исчезнет и подлинный мотив, которым руководствуются террористы: еще раз напомнить общественности о событии, которого не было; вернее, навязать собственную трактовку истории. Первой значительной армянской политической партией считается «Арменакан». Эта партия сугубо революционного характера была создана в 1885 году в Ване и имела свою газету. Лидером ее стал Мкртыч Портукалян 2, сын богатейшего банкира.

    Открыв с большими трудностями школы в Ване, он эмигрировал в Марсель, откуда руководил партией и заодно издавал журнал «Армения», пропагандировавший идеи «армянского государства». Ему удалось создать «армянское патриотическое общество», которое собирало значительные суммы для закупки оружия и боеприпасов. Партия провозгласила целью добиться самоопределения революционными средствами. В Ване и его окрестностях члены «Арменакан» имели современное оружие и обучались методам партизанской войны, готовясь «к всеобщему восстанию» при поддержке дружественных держав. Вскоре партия открыла ячейки в Трабзоне и Стамбуле, её представители действовали в России, Иране и США.

   В 1887 году армяне создали в Женеве первую партию марксистского толка. Символом партии, в которую входили главным образом российские армяне, стал «Колокол» (по-армянски «гнчак»); партийная газета соответственно называлась «Гнчак». В 1890 году группа стала именоваться «Революционная партия гнчаков» или коротко «Гнчаки». Руководителем партии был Аветис Назарбекян, считавший «революционный террор» закономерным средством борьбы с «капиталистическими» законами. Опираясь на исторические документы, Эрих Файгл установил, что армянские террористы, осуществляя свои акции, прикрывались названиями различных организаций. Первые армянские террористические организации возникли в лоне Армянской революционной федерации (больше известной как «Дашнакцутюн»), которая с самого начала находилась под влиянием ультралевых анархистов и достигла пика своей «зрелости» уже в советской Армении.

Эта партия была создана экстремистами, которые пытались возродить армянское государство на землях Османской империи, но в силу низкого удельного веса армян среди населения Восточной Анатолии эти попытки изначально были обречены. Неся ответственность за многочисленные покушения и отличаясь особым радикализмом, дашнаки всегда прибегали к насилию как политическому средству. Деньги для финансирования своей деятельности они добывали путем рэкета. Одной из самых масштабных акций «Дашнакцутюн» стало покушение на османского султана Абдул-Хамида. Султан простил организаторов покушения, и в результате вдохновители террора, ободренные безнаказанностью, сосредоточились на организации массовых вооруженных выступлений, дабы привлечь внимание европейских держав к «армянскому вопросу».

   Поражение Османской империи в первой мировой войне создало дашнакам условия для формирования специальных террористических групп под названием «Немезис». Первой жертвой стал занимавший посты министров внутренних дел и обороны Османской империи Талят-паша, который был убит 15 марта 1921 года на одной из улиц Берлина. Его убийца Согомон Тейлерян предстал перед судом. Однако оперативно созданный «Фонд защиты Согомона Тейлеряна» 3 развернул бешеную кампанию в защиту убийцы, и в результате поверхностно проведенного двухдневного заседания суда С.Тейлерян был оправдан. Представленные обвинением поддельные «документы Андоняна» о событиях 1915 года даже не были приняты к рассмотрению. Через 9 месяцев армяне провели еще одну террористическую акцию. На этот раз мишенью стал главный советник и министр иностранных дел Османской империи принц Саид Халим-паша, убитый дашнаком Аршавиром Ширакяном в Риме. Британский суд на Мальте признал А.Ширакяна невиновным. И уже 17 апреля 1922 года тот вместе со своим «коллегой» Арамом Ергиняном убили в Берлине двух членов комитета турецкой молодежи – Бахеддина Шихира и Джемаля Азми 4. 25 июля 1922 года очередными жертвами террористов стали Джемаль-паша и его молодой адъютант Сурейя-бей, убитые в Тифлисе. Дашнакских террористов не остановил даже тот факт, что Джемаль-паша, являясь командующим войсками в Сирии, всеми силами старался помочь армянам. Еще одним человеком в «черном списке» армянских террористов был Энвер-паша, погибший в борьбе с большевиками в нынешнем Таджикистане. Согласно армянской версии, он тоже был убит армянскими террористами.

  Другой армянской террористической организацией являлась JCAG (Justice Commandos of the Armenian Genocide – Воины правосудия за армянский геноцид), которая специализировалась на убийствах турецких дипломатов и членов их семей. ASALA (Armenian Secret Army for the Liberation of Armenia – Секретная армянская армия за освобождение Армении) - организация больше марксистского толка, полностью зависела от СССР и ставила целью присоединение Восточной Анатолии к Армянской ССР 5.

Представляется парадоксальным, что указанные исторические факты подрывной деятельности армянских националистов против турок в Малой Азии приходятся на конец XIX-начало XX века, когда Османская империя стала проявлять к армянам крайне лояльное, даже предпочтительное по сравнению с другими национальными меньшинствами отношение. Как отмечает Эрих Файгл, армяне были активно задействованы в политической и экономической жизни страны, занимали ответственные должности в государственных органах.

В книге Эриха Файгла «Миф террора» отношение к армянам в Османской империи выражено следующими фразами: «Османские султаны, проявляя дружеское отношение к армянам, называли их «верные подданные» («millet-i sadika». – Авт.

 

 1. Эрих Файгл. “Армянская мифомания”. p.83

 2. Erich Feigl. “A Myth of Terror. Armenian Extremism: Its causes and its historical context”. p.65.

 3. Erich Feigl. “A Myth of Terror. Armenian Extremism: Its causes and its historical context”. p.91.

 4. Erich Feigl. “A Myth of Terror. Armenian Extremism: Its causes and its historical context”. p.92.

 5. Erich Feigl. “A Myth of Terror. Armenian Extremism: Its causes and its historical context”. p.121.

 6. Erich Feigl. “A Myth of Terror. Armenian Extremism: Its causes and its historical context”. p.39