Одна из чекистских провокаций в 1919 году: "дело графа Пирро".
Автор: В. Е. Шамбаров
"Хотя были забавы и более утонченные - например, "дело графа Пирро", которое потом фигурировало в советской литературе в перечне громких побед чекистов. Когда летом 19-го на Украине развернулось белое наступление, для организации обороны из Москвы был прислан Я. X. Петерс, назначенный комендантом Киевского укрепрайона, а Лацис стал его заместителем. И вдруг в это время в Киеве открылось... консульство Бразилии! На приемах в других консульствах "бразилец" Пирро вел себя странно, избегал разговоров по-английски и по-французски, но свободно говорил по-русски с простонародными выражениями. И акцент был, скорее, прибалтийский. Не умел правильно обращаться с ножом и с вилкой, а пил, как лошадь. И "по секрету" сообщал всем, что ненавидит большевиков, обещая любую помощь. А с другой стороны, уже через несколько дней на улицах было расклеено официальное объявление, что "граф Пирро снабжен особыми полномочиями, и все служащие бразильского консульства находятся под особым покровительством Советской Республики".
Но самое интересное, в этой истории, что в роли "графа Пирро", согласно многочисленным свидетельствам, выступал... сам Петерс. Появились они в городе одновременно, на публичных мероприятиях Петерс не появлялся, а при панической эвакуации из Киева его опознали - яркая фигура "бразильца" запомнилась многим, а спутать с кем-либо бульдожью физиономию заместителя Дзержинского было трудно. Да и метод работы был типичным для Петерса - еще в 18-м он прославился крупной провокацией с "делом Локкарта", заманив британского генерального консула на собрание фиктивной "контрреволюционной организации".
Ну а в "бразильском консульстве" была создана обстановка дешевого авантюрного романа. Декоративные пальмы, шампанское, мелодии танго. Почти весь персонал состоял из красивых женщин, которые отнюдь не просиживали юбок за пишущими машинками и не утруждали себя возней с бумагами. В вечерних платьях с немыслимыми декольте и ажурных пеньюарах они томно дымили папиросками, кружили головы посетителям и в любую минуту дня и ночи готовы были к спонтанным банкетам. Кавалеры таинственного вида то возникали, то исчезали в неизвестном направлении. Так же таинственно появлялся вдруг сам "граф", и карнавальная жизнь "консульства" начинала бурлить ключом вокруг его персоны - с любовными страстями, "секретами", "явками", "паролями", переодеваниями и "шифрами", зашиваемыми в интимные предметы туалета. Словом, Петерс слегка предвосхитил методы Гейдриха с его знаменитым "салоном Китти". К нему шли с просьбами похлопотать за арестованных, обращались прячущиеся от террора или желающие бежать за границу. Он не отказывал никому. Внимательно расспрашивал, какие проступки необходимо скрыть человеку, предоставлял "экстерриториальное" убежище в консульстве, выдавал визы или отправлял людей по своим "конспиративным каналам". И от души оттягивался, совмещая "приятное с полезным" в созданном экзотическом раю.
Все, кто обращался к нему за помощью, были в итоге схвачены и расстреляны, а посылаемые "за границу" просто бесследно исчезали - вместе со взятыми в дорогу деньгами и драгоценностями. А когда в связи с этими арестами пошли слухи насчет "графа", чекисты поняли, что провокация себя исчерпала, и незадолго до падения Киева было объявлено о "раскрытии контрреволюционной организации, выдававшей себя за бразильское консульство и поставившей себе целью свержение Советской власти". "Человек, выдававшей себя за графа Пирро", якобы был "уже расстрелян" - что не помешало потом многим видеть его живым и здоровым. Но "сотрудницы консульства", развлекавшие "графа" и его гостей, были действительно включены в список "раскрытой организации" и отправлены на смерть.
Впрочем, это можно считать и частью более широкой акции. Когда перед сдачей города была организована массовая "чистка" тюрем, и сотни людей, предварительно раздетых донага, вынуждены были жаться в жуткой очереди, ожидая, когда их отсчитают в очередную "десятку" и выведут на край ямы под залпы китайцев, в эти толпы смертников включили и некоторых "своих": рядовых "сексотов", вольнонаемных служащих ЧК, в том числе и прислугу начальников - хотя эта прислуга зачастую сожительствовала с хозяевами, участвовала в их оргиях и считала себя полноправными "чекистками". Потом в Киеве полагали, что уничтожались все свидетели преступлений, но это кажется нелогичным - о зверствах знали все жители, да и следов осталось предостаточно. И более правдоподобной представляется другая причина - за сдачу города предстояло как-то оправдываться перед руководством партии и государства, и дойди до Ленина или Троцкого факты оргий, пьяного разгула или развлечений в "бразильском консульстве", тут и у самих чекистов могли головы полететь. И от свидетелей этих делишек действительно требовалось избавиться."
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Советская версия событий (Болгарин И. Я., Северский Г. Л.
«Адъютант его превосходительства» - гл. 13. http://bo0k.net/index.php?p=chapter&bid=5221&chapter=15):
«Арестовывать бразильского консула графа Пирро, по понятным причинам, поехал сам Лацис. Предъявив обвинения, он вручил ему ордер на обыск.
Консул занервничал, стал ссылаться на дипломатический иммунитет, настаивал на том, чтобы его сейчас же, ночью, представили членам правительства Украины.
- Это попрание всех международных норм! Это неслыханое... простите, неслыханное дикарство! - кричал он, успевая, однако, настороженно рассматривать чекистов. - Мое правительство доведет этот факт до сведения мировой общественности.
- Приступайте к обыску! - не обращая внимания на угрозы, спокойно сказал Лацис.
- Постойте! - воскликнул с отчаянием граф. - Хочу предупредить, что, даже если вы ничего не найдете, - а в этом я уверен! - я все равно сообщу об этом неслышимом... простите, неслыханном произволе своему правительству. И вашему тоже.
- Конечно. Больше того, если мы ничего не найдем, мое правительство извинится перед вами и перед вашим правительством, - невозмутимо сказал Лацис.
- Мы не примем извинений! - театральным голосом, с вызовом вскричал граф Пирро.
- Я иного мнения о вашем правительстве. Надеюсь, оно сумеет нас понять. Ведь вам, господин консул, предъявлено обвинение в попытке свергнуть в Киеве Советскую власть путем военного переворота.
- Это чудовищно!.. Это нелепое обвинение еще надо доказать! - Граф Пирро изобразил на своем лице степень крайнего удивления.
Но уже вскоре после начала обыска консул сник, опустил голову. Чекисты обнаружили в особняке несколько тайников с оружием, а также десятки ящиков динамита.
- Как видите, господин консул, моему правительству не придется извиняться перед вашим правительством! - сухо сказал Лацис.
Остаток этой ночи бразильский консул провел в Чека, куда то и дело привозили все новых заговорщиков.
Заведующего оружием инженерных командных курсов Палешко чекисты подняли с постели и вместе с ним проехали по другим адресам, арестовав еще человек десять его коллег и сообщников.
Около ста заговорщиков было арестовано в Управлении Юго-Западной железной дороги. На заводе "Арсенал", в цехах, где стояли отремонтированные и готовые к отправке на фронт орудия, чекисты извлекли из вентиляционных колодцев несколько пудов взрывчатки. А на Владимирской горке, неподалеку от памятника Владимиру крестителю, нашли тайник с несколькими десятками пулеметов и большим количеством патронов к ним. Еще одним тайным складом оружия служила полузатопленная баржа...
Среди арестованных оказался армейский ветеринарный врач. В небольшом здании ветеринарной аптеки чекисты обнаружили вакцину, при помощи которой врач уже неоднократно заражал кавалерийских лошадей сапом.
Не избегли своей участи главари заговора петлюровцев, которые к тому времени уже вступили в переговоры об объединении с Киевским центром. В эту ночь были арестованы петлюровские офицеры Стодоля и Корис и несколько сот их помощников.»
Все в лучших традициях советской паранойи: "десятки ящиков динамита" в особняке, "сто заговорщиков" в железнодорожном управлении (всё управление арестовали, что-ли?), "несколько пудов взрывчатки" (1 пуд равен 16,38 кг.), "тайник с несколькими десятками пулеметов", врач-вредитель, "заговор петлюровцев".
Все в одну кучу, советские читатели если и сомневались, то были достаточно благоразумны в высказывании своих сомнений другим людям. Ну разве можно книге про "подвиги большевиков-чекистов" не верить???
Комментарии
Комментарий удален модератором
1. Как зовут вашего дядю, который врет?
2. Когда Петерс устраивал свой глупый спектакль?
3. Что изменилось бы, если бы он устраивал его в другое время?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Гораздо любопытнее, как иностранные государства могут заставить правительство первой республики большевиков что-то сделать? Да никак. Могут только выразить протест и направить ноту. Максимум.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Адепты " неСовка" чаво молчим и трусливо ставим минус?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
придя к власти за меньшее расстреливали.